Домой Эволюция человека от рождения и до самой смерти Социальный и культурный контексты развития человека и методы их изучения

Социальный и культурный контексты развития человека и методы их изучения

    Большая часть развития, происходящего в течение жизненного пути человека, является результатом успешных взаимодействий между биологией и опытом. Развитие в целом нельзя определить как детерминированное чисто биологическими факторами или только влиянием опыта; скорее оно представляет собой продолжительную динамическую игру этих двух основных причин.

    Влияние взаимодействий, в которые вы вступали с другими людьми в течение жизни

    Сегодня проблема сочетания в человеке биологического начала и его опыта развития наиболее часто сводится к проблеме взаимодействия наследственности и среды. Далее мы более подробно рассмотрим генетические факторы, которые могут лежать в основе развития человека, предопределяя его течение, и их взаимодействие со специфическими эффектами окружающей человека физической и социальной среды. Такие термины, как «рост», «взросление» и «старение», относятся к чисто биологическим процессам. Научение — это изменение, происходящее со временем и связанное с практикой или с приобретаемым опытом.

    Проблема сочетания в человеке биологического начала и его опыта развития

    Если вы изучаете иностранный язык в детстве, у вас больше шансов говорить на нем так же хорошо, как и его носители, чем если вы изучаете его в подростковом возрасте. Кроме того, ребенок быстрее и с большей легкостью, чем взрослый человек, усваивает некоторые аспекты языка. Тем не менее вы можете выучить иностранный язык в любое время вашей жизни, и если приложить к этому достаточные усилия, вы сможете говорить на нем почти так же, как и на своем родном языке.

    Очевидно, существует такой показатель, как готовность, подразумевающий достижение некоторого уровня в своем развитии, позволяющего приобретать определенную модель поведения; прежде, чем происходит достижение этого уровня зрелости, приобрести данное поведение невозможно. Например, никакие специальные тренировки не позволят трехмесячному ребенку ходить без поддержки окружающих; на данном уровне зрелости младенец просто не обладает способностью удерживать равновесие и необходимой мускулатурой для совершения координированных движений ног под весом своего тела.

    Точная природа временной периодизации развития человека все еще не известна. Главной проблемой исследований остается выяснение оптимальных периодов для развития различных моделей поведения.

    Концепции детства и отношение к детям
    Переход к более гуманному отношению к детям и практике воспитания

    Обычно подростки отличаются высокой чувствительностью к окружающему их обществу — к его неписаным правилам, его ценностям, политическим и экономическим конфликтам. Они строят планы относительно своего будущего, и эти ожидания частично зависят от культурного и исторического контекста, в котором они живут.

    Подростки отличаются высокой чувствительностью к окружающему их обществу

    Подростковый и юношеский возраст
    Трагичное влияние войны на детей

    В индустриальных странах период взрослости человека занимает приблизительно три четверти жизненного пути. И опять же, достаточно произвольно и с обычными оговорками о различиях между культурами, а также в рамках одной культуры мы можем выделить три возрастных периода: ранняя взрослость (20-40 лет), средняя взрослость (40-60 лет) и поздняя взрослость (60-65 лет и старше).

    Период взрослости человека занимает приблизительно три четверти жизненного пути

    Представления о размере, структуре и функциях семьи значительно изменились с годами. Не меньше изменились роли членов семьи и предъявляемые к ним ожидания. Эти роли помогают формировать развитие индивида.

    Представления о размере, структуре и функциях семьи

    Обнаружение достоверных, выдерживающих проверку фактов развития человека — очень сложный процесс. Каковы различия между свидетельствами нашего личного опыта и данными исследователей? В какой момент исследователь прекращает дальнейший поиск информации? И неискушенный наблюдатель, и исследователь должны решить, какие сведения являются надежными, какое количество данных, собранных в поддержку некоего вывода, следует считать достаточным. Личный опыт может оказаться полезным и важным, но прежде, чем другие люди смогут поверить ему, его необходимо подвергнуть систематической проверке. В сфере социальных наук мы редко доказываем что-либо с абсолютной достоверностью. Тем не менее, если многие исследователи собирают похожие данные и приходят к одинаковым выводам, мы можем быть уверены, что эти выводы точны.

    Информация об индивиде, семье или обществе
    Научное изыскание и систематическое наблюдение. Опросы
    Тесты интеллекта и интерпретация результатов психологического тестирования

    Поскольку развитие является непрерывным динамическим процессом, изучение развития — по контрасту с другими типами исследования — часто концентрируется на изменениях, происходящих со временем. Как же исследователи получают данные о происходящих со временем изменениях? Существует три общих подхода: лонгитюдный, поперечных срезов, комбинированный или когортно-последовательный.

    Лонгитюдный метод — изучение одних и тех же индивидуумов в разные моменты их жизни
    Метод поперечных срезов — группы испытуемых разного возраста

    В силу наличия ограничений в каждом из описанных выше подходов сегодня исследователи все больше склоняются к использованию комбинации этих двух методов, которая называется когортно-последовательным методом. Так, исследователь может начать изучение группы 4-летних детей, группы 8-летних детей и группы 12-летних подростков и изучать каждую когорту раз в два года в течение 8 лет. После этого могут быть сделаны сравнения как с позиций лонгитюдного метода, так и с позиций метода поперечных срезов.

    Описательный подход и корреляция как инструмент

    Людям всегда было любопытно знать устройство и принципы работы вещей. Несомненно, первые люди манипулировали с предметами, поворачивая их во все стороны, совершая над ними различные действия. Построил плот из камней — он тонет. Построил плот из веток и прутьев — он плывет. Однако стоит волне накрыть плот, и он все равно тонет. Напугал антилопу — она убегает. Подкрался к антилопе и бросил копье определенным способом — она уже не убегает далеко. Такие простые тесты, часто вызванные необходимостью сохранения жизни, были одними из первых экспериментов.

    Различного рода эксперименты (психологические и др.) в области развития ведутся в двух направлениях. К первому относится концентрация внимания на индивиде. Здесь изучается и оценивается поведение одного человека. В другом случае интерес исследователей направлен на группы людей. Оценка производится посредством усреднения полученных показателей. Термин экспериментальный метод может трактоваться очень широко и обозначает все те многие ситуации и действия, необходимые для проведения задуманных экспериментов, в зависимости от выбранного подхода.

    Эксперименты в области развития человека
    Проверка научения
    Методы исследования: описательные и экспериментальные

    Большинство из нас согласятся с тем, что если мы хотим понимать и контролировать влияние, которое оказывают на человека потенциально опасные явления окружающей действительности, нам так или иначе придется проводить эксперименты с конкретными людьми. Сегодня исследователи должны придерживаться строгих этических принципов при проведении любого исследования, участниками которого являются люди, независимо от того, связано ли оно с факторами, наносящими вред людям, или с факторами, помогающими им. Основной принцип заключается в том, что исследователи не должны никогда и никому сознательно причинять значительный или продолжительный вред и даже пытаться сделать это — независимо от того, насколько важной может быть тема исследования для понимания развития и поведения или для помощи всему обществу в целом.

    Эксперименты с конкретными людьми и этика научного исследования
    Недопустимость серьезного или продолжительного нанесения физического или психологического вредного воздействия

    Во всех случаях люди должны участвовать в исследовании добровольно, получать полную информацию о природе и возможных последствиях данного исследования и никогда не должны привлекаться принудительно.

    Согласие, основанное на полной осведомленности, и конфиденциальность экспериментов

    Люди должны участвовать в исследовании добровольно

    Записи по теме