Виды развития: активное и пассивное

Истоки данного вопроса нужно искать в области философии, но он оказался актуальным и в решении проблем повседневной жизни, и в частности образования. Главным образом это важно для изучения первых лет жизни человека. Активно ли дети приобретают знания и понимание мира, получают представление о морали и ценностях или пассивно реагируют на то, что воспринимают, чему их обучают? Формируют ли они себя сами или их формирование — дело рук других людей и влияния окружающей физической среды?

Исследователи, поддерживающие точку зрения об активности развития, часто называемые «организменными», доказывают, что мы активно участвуем в процессе нашего собственного развития. Мы стремимся взаимодействовать с другими индивидами, а также с событиями. В процессе этого взаимодействия мы постоянно изменяемся. В свою очередь мы тоже воздействуем на этих индивидов и эти события, изменяем их, размышляем о том, что мы переживаем, пытаясь осмыслить и понять их для себя. Любопытство, желание приобретать знания и приходить к пониманию — центральные моменты развития.

Исследователи, считающие, что процесс развития по своей сути пассивен (часто называемые «механистическими»), полагают, что мы, главным образом, реагируем на события, происходящие в окружающей нас среде. С этой точки зрения мы движимы прежде всего нашими желаниями и мотивами в сочетании с внешним влиянием окружающих людей и среды в целом. Развитие детерминируется в большей степени получаемыми нами вознаграждениями и наказаниями. Заметьте, что использованный здесь термин «детерминируется» подразумевает и то, что все, что мы знаем и делаем, является функцией прошлых и настоящих условий.

Так какая точка зрения истинна?

Лучше всего ответить, что истинны оба этих подхода. Большую часть времени мы активно постигаем мир во всей его сложности и конструируем наше собственное его видение, но часто у нас не остается другого выбора, кроме реагирования на то, что предоставляет нам физический и социальный мир. Другими словами, активный человеческий разум взаимодействует с общественными и природными силами, и это взаимодействие детерминирует наши дела, наше становление.

Определяют ли последовательно аккумулируемые действия, навыки и знания о мире последовательность формирования наших способностей и моделей поведения по мере развития? Или развитие происходит по стадиям, отличающимся друг от друга, так что мы приобретаем новые способы понимания нашего мира дискретно?

Некоторые изменения развития, очевидно, являются постепенными и кумулятивными по характеру, результатом которых является устойчивое повышение организации и функционирования. Например, моторное развитие ребенка прогрессирует от случайных движений рук и ног к целенаправленному протягиванию и хватанию. Несколько позже развивается наша способность использовать символы — особенно слова — и устойчиво прогрессирует, развиваясь в способности читать, оперировать числовыми понятиями и, постепенно, до высших уровней мышления.
Развитие на всем протяжении жизненного пути человека представляет собой целостный процесс
Итак, сегодня доминирует мнение, что развитие на всем протяжении жизненного пути человека представляет собой целостный процесс. Однако некоторые теоретики делают акцент на наличии стадий развития. Так, исследователи когнитивного развития считают, что когнитивные способности развиваются в ходе прохождения дискретных стадий, в течение которых дети видят мир качественно другими способами, чем взрослые. Иначе говоря, дети думают не так, как взрослые, и можно легко найти множество примеров, подтверждающих это.

Однако обычно истина лежит где-то посередине между крайними взглядами: постепенной целостностью и дискретными стадиями. Существует мало данных о том, что люди совершают быстрые, резкие переходы от одной стадии к другой даже в рамках теорий, поддерживающих мнение о стадиальном порядке развития. Скорее, насколько это подтверждает теоретическое обоснование стадий развития, мы можем говорить о постепенном переходе от одной стадии к другой и частым колебанием между ними.