Большинство психодинамических подходов берут свое начало в работах Фрейда

Венский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939) — основатель психодинамического подхода, фокусирующегося, кратко говоря, на часто незаметной внутренней, мыслительной деятельности человека, направленной против внешней реальности. Взгляды современных исследователей личности относительно того, что представляет собой эта внутренняя деятельность и как она взаимодействует с внешним социальным миром, значительно варьируют, но большинство психодинамических подходов берут свое начало в работах Фрейда.

Это в равной степени применимо и к исследователям психодинамики, резко критикующим его некоторые идеи и взгляды, но поддерживающим основные его положения, и к исследователям других направлений, также отвергающим его подход, но использующим его концептуальные рамки в качестве точки отсчета. Например, ученые, не поддерживающие психодинамические аспекты теории, поддерживают идею Фрейда о личности как организованной системе, состоящей из относительно стабильных характеристик, которые мы сейчас называем чертами.

Влияние Фрейда на изучение развития личности было не менее глубоким, и его, несомненно, можно назвать первым ученым, работавшим в рамках теории развития. Начиная с конца XIX столетия он более 40 лет занимался исследованиями и описанием структуры личности, а также ее развития, начиная с младенческого возраста. Не только теоретические построения Фрейда относительно функционирования личности, но и идеи ее развития подвергались яростной критике и были по большей части отвергнуты. И все же среди его наследия мы находим концептуальный подход к рассмотрению личности как системы, закладывающейся в детстве, претерпевающей значительные изменения под воздействием отношений с родителями или другими людьми, заботящимися о ребенке, и раскрывающейся постепенно. Эти положения являются основными во всех более поздних теориях развития личности.

Сначала мы рассмотрим развитие личности с точки зрения Зигмунда Фрейда. Далее мы познакомимся с подходом Эриксона, одного из видных теоретиков, являющимся автором значимых изменений психодинамической теории и дополнений к ней.

При создании и развитии психоанализа Фрейд использовал главным образом анализ клинических случаев своих пациентов, а также воспоминания о своем собственном детстве. «Психоанализ» — теория, занимающаяся анализом «души» пациента (по-гречески душа — «психе»). В процессе клинической работы, на основании которой, по большей части, базировалась его теория, Фрейд экспериментировал с различными техниками, но остановился на методе свободных ассоциаций. Пациенту полагалось лежать на удобной кушетке и, на ранних стадиях терапии, высказывать буквально все, что приходит ему на ум. Фрейд сидел рядом, вне поля зрения пациента, делая записи и лишь изредка выдавая открытые, не категорические комментарии, поддерживающие течение мысли больного. Каждый аспект проведения этой процедуры,, ее условий был направлен на минимизацию любых искажающих факторов, могущих повлиять на выбор пациентом темы. Если пациент сообщал о снах (в особенности повторяющихся), в дополнение к свободным ассоциациям Фрейд использовал метод толкования сновидений, снова поощряя пациента к принятию активной роли.
Психоанализ - теория, занимающаяся анализом души пациента
Однако когда процесс терапии доходил до известной точки (на что могло потребоваться несколько лет), происходили значительные изменения. Теперь Фрейд имел четкие гипотезы относительно источников проблем пациента и мог приступить к выдвижению собственных интерпретаций, став гораздо более «директивным» в поддержании концентрации внимания пациента. Примечательно, что в этот момент его интерпретации не подлежали опротестованию. Любые конфронтации, избежание или непринятие интерпретаций пациентом клеймились термином «сопротивление». Фрейд воспринимал такое поведение как знак того, что он находится на верном пути. Здесь он мог быть довольно суровым и авторитарным, как, впрочем, и в отношении других аспектов его теории.

Таким образом, когда мы будем представлять вам обзор ортодоксальной «классической» теории психоанализа Фрейда, помните, что до сих пор неясно, насколько он был точен в расшифровке динамики состояния пациента, на которой строилась его теория, и насколько умел «убедить» своих пациентов (и себя) в своей правоте.

В любом случае, на всем продолжении научного пути Фрейд разрабатывал свою теорию, преобразуя ее в крайне сложное представление о природе и развитии человека. Здесь мы говорим о ее основных положениях; практические возможности применения психоаналитической теории описываются в различных разделах нашего сайта.

В рамках психоаналитической теории Фрейда существует два частично накладывающихся друг на друга направления развития. К первому из них относятся структура личности и ее основные компоненты; второе изучает стадии, определяющие развитие личности.
Структура личности и ее основные компоненты