webpolyglot.ru - навигация по сайту: на главную страницу

Среда обитания и наследственность человека: генетика, семья и развитие

26 июня 2000 года ученые сделали заявление о том, что ими воссоздан и картографирован «точный алфавитный порядок» генома человека, состоящий из «3,12 миллиарда символов». Они имели в виду имеющийся у них на руках некий рабочий эскиз, с оставленными в нем пробелами, для заполнения которых необходимо будет приложить еще много усилий. На самом деле пройдет еще много лет, прежде чем мы полностью поймем неописуемо сложные функции генома в создании и поддержании жизни человека. Тем не менее об этом достижении возвестили всему миру как об одном из главнейших научных прорывов за всю историю человека, о прорыве, порождающем множество разнообразных возможностей. Можно будет проникнуть в суть природы болезней, найти лекарства от них и в первую очередь — научиться предотвращать неизлечимые заболевания. К тому же появятся новые сведения об эволюционных истоках человека.

Разумеется, тут же возникли и в высшей степени спорные вопросы относительно использования генома. Например, будет ли этично, если родители станут сканировать своих детей до их рождения, принимать решения об отказе от них в случае, когда они обладают геномом, который просто является «нежелательным»? Что, если работодатели не будут нанимать людей с «плохими» генами, а страховые компании начнут отказываться страховать их? С такими вопросами действительно будет очень сложно разобраться, хотя в процессе разработки сейчас находится целый ряд правовых положений, делающих незаконными генетическую дискриминацию и другие злоупотребления.

В этом разделе сайта будут детально рассмотрены проблемы наследственности и среды, принципы их функционирования начиная с молекулярного уровня. Мы остановимся на анализе механизмов, задающих условия для зачатия и развития на всем протяжении жизненного пути. А также дадим подробное описание основных принципов научения, изучение семейных систем и социокультурных процессов. И конечно напомним о неизбежном взаимодействии наследственности и среды.

Молекулярная генетика и клетки человека
Структура ДНК
Ген - это выраженный сегмент ДНК

Если раса не имеет биологической основы, что подтверждается генетическими исследованиями, обнаружившими, что различия внутри «расовых» групп гораздо больше, чем различия между ними, то является ли полезным сам конструкт «раса»? Имеет ли смысл думать, говорить и писать о различиях людей, основанных на таких физических характеристиках, как цвет кожи, цвет волос, тип и черты лица, на других анатомических признаках? Целесообразно ли соединять в одну группу людей, которых обычно называют «черные», «белые», «азиаты» или «испанцы»? Последнее особенно проблематично, потому что определение «испанцы» объединяет огромное многообразие людей, которые часто не используют данный термин для описания себя.

Термин этничность гораздо полезнее для описания и понимания людей. Эта идея не нова; она предлагалась еще в 50-е годы XX века. Этничность «есть понятие, объединяющее в себе социальные, религиозные, лингвистические переменные, а также особенности употребления продуктов питания и другие характеристики для идентификации индивидов и популяций». Корни этничности находятся первоначально в культуре и, до некоторой степени, в социальном представлении о своей расе (с которой люди идентифицируются и в соответствии с принадлежностью к ней могут определять себя - webpolyglot.ru). Она является гораздо более ясным концептом, чем раса. Кроме того, это позволяет обходить стороной ряд проблем, связанных с классификацией людей и изучением того, как и почему они различаются.

Понятие расы не имеет под собой никакой генетической основы
Гены и хромосомы. Деление и воспроизводство клеток

Одни и те же родители могут произвести сотни триллионов уникальных детей. Это во много раз больше того количества людей, которые когда-либо жили. Поэтому мы можем с легким сердцем предположить, что никакие двое людей (кроме идентичных близнецов) не являются точными генетическими копиями друг друга. Независимо от вредного влияния некоторых мутаций, те из них, которые оказываются жизнеспособными и адаптивными, являются основными источниками эволюции. Без адаптивных мутаций, передающихся следующим поколениям, было бы невозможным осуществление естественного отбора.

Мейоз и мутации
Доминантность и рецессивность
Признаки, аномалии и нарушения, сцепленные с полом
Аутосомные аномалии (не зависящие от пола)

Большинство рецессивных генов не проявляются. Следовательно, большинство из нас никогда не узнают о том, носителями каких видов дефектов генов мы являемся. Однако все мы, вероятно, несем в себе от 5 до 8 чреватых потенциальным летальным исходом генов помимо многих генов, являющихся менее вредоносными. Ценную информацию о вашем генотипе, о генотипе вашего потенциального партнера вы можете получить при помощи генетического консультирования. Это широкодоступный источник информации (хотя, обычно, и не очень дешевый), помогающий потенциальным родителям оценить степень генетических факторов риска, связанных с рождением ребенка, и принять сознательное решение по этому вопросу. Генетическое консультирование включает анализ медицинских карт родителей и семейных историй для конструирования генетической «родословной», анализ крови матери и, возможно, отца и пренатальный анализ развивающегося ребенка. В случае обнаружения при генетическом консультировании наличия у родителей наследственного генетического нарушения консультант оценивает риск его проявления у будущего ребенка и предлагает возможные альтернативы, если пара полагает, что риск слишком велик.

Как оценить степень генетических факторов риска, связанных с рождением ребенка

Генетическое консультирование - информация о вашем генотипе и о генотипе партнера

Если пара уже зачала ребенка и существует потенциальный риск, может быть использован пренатальный анализ для определения, присутствуют ли у ребенка генетические, хромосомные или другие аномалии.

Пренатальный анализ: есть ли у ребенка генетические, хромосомные и другие аномалии
Современная технология генетических исследований

Сейчас наблюдается горячий интерес к применению генной терапии в лечении различных видов рака, которые могут иметь либо не иметь генетической базы. Среди болезней, которые пытаются сейчас лечить в клиниках при помощи генной терапии, - гемофилия и ревматоидный артрит. Также прогрессируют исследования генов, устойчивых к вирусу СПИДа, продвижению которых может помочь наблюдение о том, что не у всех ВИЧ-инфицированных развивается СПИД. Кроме того, совершаются новые разработки и в других областях. Одна из многообещающих стратегий - выработка синтетических цепочек ДНК, которые смогут уничтожать вирусы и рак, не нанося вреда здоровой ткани.

Клонирование человека и практические шаги исследователей в этом направлении
Генетика поведения: подход, оценивающий паттерны наследственности, проявляющиеся на поведенческом уровне

В классическом изучении усыновления исследователи сравнивали усыновленных детей с их биологическими родителями, с их приемными родителями и с биологическими детьми их приемных родителей. Кроме этого, они сравнивали приемных родителей с их биологическими детьми. При сравнении баллов, полученных по тестам усыновленными детьми и не усыновленными, результаты показали, что приемные семьи повлияли на интеллектуальные способности детей. В выборке усыновленных детей был выше балл по шкале IQ по сравнению с не усыновленными сверстниками, и они достигали больших успехов в школе. Но когда исследователи анализировали индивидуальные отличия внутри выборки, баллы детей по тестам были ближе к баллам их биологических родителей, а не приемных, что также показывает наличие влияния наследственности.

Приемные семьи и усыновленные дети
Исследования близнецов: высокая степень соответствия по интеллектуальным способностям

Приемные семьи и усыновленные дети

Традиционно теоретики научения выделяют четыре основных типа научения: привыкание (габитуация), классическое обусловливание, оперантное обусловливание и социальное научение. Некоторые или все эти виды обучения могут происходить в сочетании друг с другом (рождая новые виды научения), поэтому мы употребили слово «традиционно». Хотя часть из этих процессов была впервые выявлена в лабораторных исследованиях на таких животных, как крысы или голуби, они тем не менее применимы к множеству ситуаций, с которыми люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни - webpolyglot.ru. Не имеет значения, возникают ли эти ситуации естественным путем в ходе наших взаимодействий с физическим и социальным окружением либо их намеренно создают другие люди. В сущности, эти процессы являются «механизмом» (аппаратной частью) микросистемы.

Факторы среды, непосредственно влияющие на развитие человека
Позитивные и негативные подкрепления и наказания - оперантное обусловливание
Система последовательного подкрепления адекватного поведения трудных и агрессивных детей
Теория научения и сложные паттерны социального поведения

Далее мы рассмотрим некоторые из способов, посредством которых осуществляется воздействие культурных и социальных факторов на микросистему. Начнем мы с понятия «ниша развития», в которой вырастает ребенок, затем перейдем к рассмотрению семейных систем и роли семьи как проводника культуры и завершим обсуждением социокультурных влияний, воздействующих на человека на всем протяжении жизненного пути.

Ниша развития и прояснении интерактивных процессов