Домой Эволюция человека от рождения и до самой смерти Формирование личности младенца, просоциальное поведение и социокультурное развитие

Формирование личности младенца, просоциальное поведение и социокультурное развитие

    Родившись, дети попадают в мир, полный ожиданий, норм, ценностей и традиций. Все эти, а также множество других факторов участвуют в формировании их личности — набора свойственных индивидууму представлений, установок и способов взаимодействия с другими людьми. В этом разделе сайта мы рассмотрим, как личность младенца развивается в процессе взаимодействия с окружающими его людьми. Мы сосредоточим свое внимание на первичных, или ранних, отношениях, тех, которые создают основу для развития будущих отношений и приобретения базисных установок, ожиданий и моделей поведения. Нами будут освещены вопросы социального и эмоционального развития младенца в течение 1-го и 2-го года жизни; развития привязанности между младенцем и первым заботящимся о нем человеке (которым обычно является мать — webpolyglot.ru). Мы также рассмотрим факторы, влияющие на качество ранних отношений; широкую сферу эмоциональных связей младенца, включающую отца, братьев и сестер, дедушек и бабушек; влияние занятости родителей на личность и социокультурное развитие ребенка.

    Начало формирования личности

    В течение жизни большинство людей оказываются вовлеченными в ряд значимых межличностных отношений. Первая, бесспорно наиболее важная, связь устанавливается между младенцем и матерью или тем человеком, кто о нем заботится. Связывающие их узы становятся заметно прочнее к тому времени, когда ребенку исполняется 8-9 месяцев. Психологи, изучающие развитие, при описании этих первых значимых связей пользуются термином привязанность, подразумевающим отношения, характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными контактами.

    Дети проходят несколько фаз эмоционального и социального роста
    Для общего психосоциального развития младенца крайне необходима привязанность

    Поведение привязанности и матери, и ребенка постепенно эволюционирует и составляет динамическую систему, в которой поведенческие реакции ребенка влияют на поведенческие проявления матери, и наоборот. Например, общительный младенец, получающий удовольствие от тесного контакта, способен поддержать даже самую нерешительную молодую мать. И наоборот, беспокойный и крайне возбудимый малыш охлаждает самые активные попытки заботящегося о нем человека утешить его или вовлечь в диалог.

    Взаимодействие младенца с тем, кто больше всего заботится о нем
    Тревога и боязнь незнакомых людей у младенцев
    Поведение младенцев и некоторые параллели с животным миром

    Теплые прочные отношения между младенцем и тем, кто о нем заботится, приводят к более высокому уровню когнитивной компетентности и социальных навыков. Они способствуют активной исследовательско-ориентировочной деятельности, раннему овладению игрой с предметами и освоению социальной среды. С самого начала качество отношений между младенцем и тем, кто заботится о нем, закладывает фундамент для многих аспектов развития ребенка.

    Дети демонстрируют одинаковые реакции на свое социальное окружение
    Привязанность матери и младенца

    Многочисленные исследования показали, что чувствительность матери к сигналам, подаваемым ее ребенком, и ее отзывчивость в целом имеют важные последствия для социального и личностного развития ее ребенка. Синхронность в действиях младенца и взрослого, заботящегося о нем в течение первых месяцев, позволяет предсказать прочные отношения между ними в возрасте 1 года, равно как и более сложные формы коммуникации в этот период.

    Чувствительность матери к сигналам, подаваемым ее ребенком, и ее отзывчивость
    Формирование привязанности, если в уходе за младенцем помимо родителей участвуют и другие люди

    Термином «жестокое обращение с детьми» обозначают намеренно причиненные взрослым физические или психологические травмы. Его отличие от игнорирования детей состоит в том, что последнее обычно является непреднамеренным. Игнорирование детей связано с неудачной заботой родителя о своем ребенке, с неумением отвечать на возникающие у того потребности. Хотя оно и не столь серьезно, как жестокое обращение с детьми, оно может, тем не менее, являться причиной страданий и даже смерти ребенка.

    Жестокое обращение с детьми или их игнорирование

    Слепые младенцы не могут следить за выражением лица заботящегося о них человека или улыбаться в ответ. Поведение глухих малышей могут принимать за непослушание. Дети с другими серьезными недостатками не способны реагировать на сигналы так, как это делают здоровые малыши. Явные отклонения у детей, которые заметны с рождения, такие как синдром Дауна и церебральный паралич, создают немалые адаптационные трудности для всех членов семьи.

    Младенцы, требующие особого ухода. Привязанность и общение с ними

    Большинство детей развивается в социальной обстановке, которая поощряет ранние привязанности к отцу, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, а также другим членам семьи. Прочность одних взаимоотношений может восполнить ущербность других, когда младенцы начинают относиться по-разному к окружающим их людям. Ход эмоционального развития ребенка не должен зависеть от надежности или слабости единственной привязанности.

    Отцы, их стиль ухода за ребенком и семейная система
    Братья и сестры, бабушки и дедушки. Значимая и долговременная привязанность

    То, как мы передаем нашу культуру детям, начиная с младенчества, можно увидеть невооруженным глазом. С момента рождения мы пытаемся привить нашим детям установки и ценности, касающиеся их телесных функций и телесной природы — webpolyglot.ru. К ним относятся: приемлемость самостимуляции, допустимая степень физической близости, позволительные границы иждивенчества, а также то, какими должны быть их поведение и человеческие качества. Эти установки и ценности, которые дети усваивают благодаря специальным приемам воспитания, оказывают огромное влияние на развитие их личности. Далее мы рассмотрим приемы, влияющие на психосоциальное развитие, в широком контексте подходов к воспитанию детей, характерных для различных культур. Основное внимание будет сосредоточено на четырех аспектах развития младенца:

    — развитие чувства доверия в связи с особенностями ухода за ним;
    — восприятие им от родителей сигналов, имеющих культурный подтекст, и сверка своего поведения с этими социальными эталонами;
    — реакции окружающих людей на его попытки проявить самостоятельность;
    — влияние методов воспитания на его растущее самосознание и развитие личности.

    Развитие доверия — первая ступень психосоциального развития ребенка
    Передача ребенку ценностей своей культуры социальными эталонными сигналами и избирательным вниманием
    Обучение маленького ребенка принципам приемлемого поведения
    Попытки ребенка проявить самостоятельность
    На первых порах младенцы не могут провести грань между собой и окружающим их миром. Однако постепенно они начинают понимать, что они — отдельные и единственные в своем роде существа, и осознанию этого посвящена значительная часть младенчества.

    Восприятие младенцами собственной личной идентичности
    Влияние занятости родителей на уход за детьми
    Перемены в поведении матери - препятствия для развития у ребенка надежной привязанности
    Что представляет собой процесс, приводящий к нарушению хода развития детей, которые находятся под чужим присмотром более 20 часов в неделю начиная с первого года жизни? Исследователи предложили две модели адаптации, которые, хотя и были выработаны во время исследований, проведенных с матерями, могут быть перенесены и на отцов. Согласно модели отделения от матери, младенец воспринимает ежедневно повторяющиеся расставания с ней либо как ее отсутствие, либо как его отвержение матерью. Ребенок начинает сомневаться в ее доступности или отзывчивости. Именно отсутствие матери препятствует развитию надежной привязанности. Согласно модели качества материнской заботы, влияние на малыша оказывают не занятость на работе матери или разлука с ней сама по себе, а то, как эта занятость отражается на поведении матери. Работающая мать не способна проявить те восприимчивость и отзывчивость, какие она могла бы уделить ребенку, будь у нее больше времени и возможностей это сделать. Именно эта перемена в поведении матери служит препятствием для развития у ребенка надежной привязанности.

    Записи по теме