Домой Эволюция человека от рождения и до самой смерти Дети в возрасте от 2 до 6 лет: физическое и речевое развитие, мышление и познание мира

Дети в возрасте от 2 до 6 лет: физическое и речевое развитие, мышление и познание мира

    Дети в возрасте от 2 до 6 лет сравнительно недавно прибыли в этот мир, и демонстрируемые ими проявления мышления часто одновременно и изумляют, и наводят на размышления. Действительно, какой большой путь должен проделать ребенок в период между двумя и шестью годами, чтобы овладеть мыслительными процессами, необходимыми ему для учебы в школе! В течение этих 4 лет маленькие дети приобретают способность формировать реальные лингвистически грамотные понятия. Они начинают осознавать, что им по силам, а что — нет. Ребенок пытается обобщить свой опыт. Его рассуждения из ассоциативных постепенно превращаются в логические.

    Кроме того, дети овладевают речью в объеме, необходимом для выражения своих мыслей, потребностей и чувств. Речевое развитие происходит стремительными темпами, в тесном взаимодействии с когнитивным и социальным. В то время как двухлетние дети выражают свои мысли одним-двумя словами, используя при этом собственную оригинальную грамматику, шестилетние говорят целыми фразами или даже группами предложений, обладающими правильной грамматической структурой. Осваивая правила синтаксиса и расширяя свой словарный запас, дошкольники одновременно осваивают и социальные ценности, такие как вежливость и послушание, тендерные роли. В результате язык становится своеобразным мостом между младенчеством и детством: с его помощью ребенок может сообщить и объяснить свои желания, потребности и наблюдения, и благодаря этому окружающие начинают общаться с ним совсем по-другому.

    Параллельно этим переменам в когнитивной и речевой сфере быстро и разительно меняются внешний облик детей, их физические возможности. Пухлый малыш с большой головой и короткими конечностями превращается в довольно стройного 6-летнего ребенка, способного совершать более пластичные движения, обладающего большей координацией и физической силой. Дети совершенствуются в прыжках, беге и развивают мелкую моторику, необходимую для того, чтобы писать буквы алфавита, застегивать одежду или собирать головоломки.

    Динамика, которую ребенок совершает в области мышления, языка и физических навыков в течение раннего детства, глубоко и тонко взаимосвязана. По мере того как дети приобретают большую физическую силу и совершенствуют моторные способности, у них появляется желание использовать свои возросшие возможности для исследования и научения. Такая исследовательско-ориентировочная деятельность ведет, в свою очередь, к дальнейшему развитию силы и ловкости. Способы поведения и мышления детей этих возрастных групп, а также пути развития их мозговых структур можно рассматривать как интегрированную и динамичную систему. Несмотря на то что понимание лабиринтов данной системы до сих пор еще недостаточно хорошо изучено, в этом разделе сайта нами будет предложено немало примеров из этой области.

    Физическое развитие ребенка в период от двух до шести лет

    Стремительные изменения размеров и пропорций тела являются зримым свидетельством роста ребенка, но параллельно с этим происходят невидимые физиологические изменения в головном мозге. Когда дети достигают 5-летнего возраста, их головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека.

    Невидимые физиологические изменения в головном мозге детей в возрасте от двух до шести лет
    Почему дети предпочитают действовать какой-либо одной рукой больше, чем другой

    В дошкольные годы дети активно совершенствуют свои двигательные навыки и качества. Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику — способность совершать движения большой амплитуды, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов. Развитие мелкой моторики — способности совершать точные движения малой амплитуды, такие как письмо, пользование вилкой и ложкой, происходит медленнее.
    Ребенок пытается обобщить свой опыт
    В дошкольные годы дети совершенствуют свои двигательные навыки и качества
    Двигательные навыки, которые осваивают дети, и их активность
    Изменения, связанные с развитием и происходящие в раннем детстве
    Как только дети начинают пользоваться символами, их мыслительные процессы усложняются

    Даже после того, как ребенок стал широко использовать символическую репрезентацию, ему предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем он научится мыслить логически. Как свидетельствуют наблюдения за поведением детей, а также результаты исследований, действительно существуют некоторые ограничения их процесса мышления. Мышление ребенка в этот период развития характеризуется следующими особенностями: конкретностью, необратимостью, эгоцентризмом, центрацией и трудностями оперирования понятиями пространства, времени и последовательности.

    Ограничения мышления дошкольников

    В качестве свидетельства ограничений дооперационального мышления приводится отсутствие у детей инвариантности (понятия сохранения). Под термином сохранение имеется в виду осознание того, что изменение формы или внешнего вида материалов не приводит к изменению их объема, массы, количества.

    Отсутствие у детей дошкольного возраста инвариантности: понятия сохранения
    Доминирующие модели мышления

    Избирательное восприятие, способность классифицировать объекты и явления, общий переход к более сложным понятиям происходят вместе с созреванием и развитием процессов памяти, которые быстро изменяются в течение первых лет жизни и к возрасту 7 лет практически достигают уровня взрослого человека. Далее мы обсудим информационную модель памяти, а затем рассмотрим исследование развития (и ограничений) памяти в течение раннего детства.

    Созревание и развитие процессов памяти у дошкольников

    Специалисты, изучающие особенности памяти дошкольников, сосредоточивают свое внимание на двух различных процессах. Узнавание — это способность определять, что мы ранее видели данное изображение или объект, переживали данную ситуацию. Например, дети могут узнать некую картинку или человека, которого они ранее видели, но, возможно, не сумеют много рассказать нам о них. Воспроизведение — это способность извлекать из долговременной памяти воспоминания об объектах, которые в данный момент отсутствуют, или о событиях, которые данный момент не происходят; как детям, так и взрослым воспроизводить гораздо сложнее, чем узнавать.

    Особенности памяти дошкольников: узнавание и воспроизведение, повторение и структурирование

    Становится все более очевидным, что дети способны запоминать информацию, упорядоченную во времени, т.е. представленную во временной последовательности. По-видимому, они преобразуют ряд событий в упорядоченное, значимое целое.
    Дети способны запоминать информацию, упорядоченную во времени
    В процессе дошкольного периода дети быстро пополняют свой словарный запас, пользуются более сложными грамматическими конструкциями и все чаще относятся к речи как к средству налаживания социальных связей. Ниже мы рассмотрим, как дошкольник начинает увереннее оперировать словами, понятиями и грамматическими правилами; остановимся на влиянии речи родителей на развитие языка ребенка; исследуем особенности разговоров между детьми, включая роль социального контекста.

    Сценарии и понимание хода событий дошкольниками, развитие их речи и культура
    Новые слова и понятия, влияние речи родителей на развитие ребенка
    Пол — важнейшая категория идентификации для маленького ребенка
    Процесс, проходимый ребенком, растущим среди носителей двух языков

    Развитие дошкольников в физической, когнитивной, психосоциальной области улучшается благодаря игре. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка: выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной ситуации. Ее называют «работой детей» в связи с тем значением, которое она имеет в развитии маленького ребенка. Она способствует улучшению сенсорных способностей и физических навыков, создавая все возможности для того, чтобы ребенок мог отточить и расширить только что приобретенные им интеллектуальные умения. Игра отличается от любого другого вида деятельности. В силу своей природы она, как правило, не преследует каких-либо целей и заключает вознаграждение в самой себе. Это вид поведения, в который включаются только ради удовольствия; игра не преследует какой-либо иной цели, нежели та, которая заложена в ней самой. Она начинается по инициативе самих играющих; требует, чтобы играющие были активно вовлечены в нее; связана с другими сторонами жизни, содействуя социальному росту и развитию творческих способностей. Другими словами, игра действительно является работой, направленной на развитие.

    Игра — присущий только детям способ познания мира и совершенствования своих умений
    Дети используют игру для того, чтобы больше узнать о своем физическом окружении
    Игра удовлетворяет многие потребности ребенка

    Записи по теме