Домой Эволюция человека от рождения и до самой смерти Раннее детство - страхи, тревоги и агрессивность. Стили воспитания и просоциальное развитие детей

Раннее детство - страхи, тревоги и агрессивность. Стили воспитания и просоциальное развитие детей

    Раннее детство — это время, когда ускоряется темп приобретения детьми знаний об их культурном и социальном мире, а также их общее когнитивное развитие. В идеале, за этот период ребенок узнает, что такое плохое и хорошее поведение; как справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами, а также о том, чего ожидают от него его семья, община и все общество, в котором он живет. Дети начинают усваивать нормы, правила и обычаи своей культуры.

    Раннее детство и темп приобретения детьми знаний об их культурном и социальном мире

    Дети должны научиться управлять широким спектром своих эмоций и чувств. Одни из них, такие как радость, любовь и гордость, доставляют удовольствие. Другие — гнев, страх, тревогу, ревность, фрустрацию и боль — приятными назвать нельзя. Однако независимо от того, являются чувства хорошими или плохими, дошкольники должны приобрести способы совладания с ними согласно принятым нормам общества, к которому они принадлежат.

    Широкий спектр эмоций и чувств у детей, страх и тревога

    Некоторых стрессовых ситуаций просто невозможно избежать. Дети должны научиться справляться с рождением брата или сестры, переездом в новый дом или необходимостью посещать детский сад, равно как и с сильными, хотя и более редкими стрессами, вызванными, например, смертью близких, разводом родителей или стихийными бедствиями. В ответ на чувство тревоги, особенно если она вызвана напряженной эмоциональной атмосферой в семье, включая размолвки по вопросам морали и половых ролей, дети осваивают стратегии, называемые механизмами защиты. Согласно теории психоанализа, защитный механизм — это способ снизить или по меньшей мере ослабить тревогу.

    Стрессовые ситуации у детей и механизмы защиты
    Способы выражения детьми своих страхов
    Во многих культурах дети должны ограничивать не только отрицательные, но и положительные эмоции

    Научиться выражать свои чувства так, как это принято в обществе, — не единственная задача, с которой сталкивается ребенок в дошкольные годы. Кроме того, в период, когда дети пытаются приспособиться к своим меняющимся потребностям, возникают специфические конфликты развития. Дошкольники разрываются между потребностью в автономии и зависимостью от родителей. К тому же им приходится преодолевать немало трудностей на пути к овладению новыми знаниями и умениями — webpolyglot.ru. Дети дошкольного возраста пребывают в состоянии непрекращающейся борьбы с собой и другими. Из тесных симбиотических отношений двухлеток и ухаживающих за ними взрослых рождается новое чувство автономии: уверенность, что они способны действовать самостоятельно, без посторонней помощи. Таким образом, начало дошкольного периода проходит под знаком амбивалентности, вызываемой действием противоположных сил: стремлением к самостоятельности и потребностью в привязанности.
    Потребность у ребенка чувствовать себя компетентным, способным добиться успеха
    У всех детей существует потребность быть хозяином в своем окружении, потребность чувствовать себя компетентным, способным добиться успеха. Если их усилия достичь умения и чувства компетентности причиняют им слишком много неприятностей, они могут оставить свои попытки и стать пассивными. Многие исследования показывают, что такие дети не развивают у себя активного, исследовательского и уверенного подхода к учению, который называется учебной компетентностью.

    Дошкольники: автономия и зависимость, умелость и чувство компетентности

    Дошкольникам необходимо научиться контролировать свои агрессивные склонности, а кроме того, им нужно знать, как делиться и помогать другим. Агрессия может быть физической либо вербальной. Она может направляться на людей или, вследствие замещения, на животных или объекты. У дошкольников агрессия — распространенный ответ на чувства гнева и враждебности. Исследования показали, что она связана с детскими чувствами вины и особенно стыда. Вне зависимости от причин физической агрессии она обычно повышается в раннем детстве и затем снижается вместе с началом роста сменяющей ее вербальной агрессии. Снижение уровня агрессии связано и с растущей способностью детей решать конфликты неагрессивными способами, например посредством переговоров, а также с усовершенствованием их опыта в области правил различных игр.
    Дети должны контролировать свои агрессивные склонности
    Агрессивное и просоциальное поведение детей дошкольного возраста
    Наблюдение дошкольниками за проявлением агрессии и подражание действиям

    Просоциальное поведение определяют как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение. Эти действия и поступки, включающие сочувствие, помощь, участие, сотрудничество, спасение, протекцию и физическую защиту, в основном подходят под определение альтруизма — бескорыстной заботе о благе других. Часто просоциальное поведение заставляет человека чем-то пожертвовать, предполагает определенные расходы или даже риск для субъекта. Однако эти действия — не просто набор социальных навыков. Достигнув полного развития, такое поведение сопровождается чувствами дружбы, заботы и теплоты, в том числе сопереживания чувствам других.

    То, какое поведение считается социально приемлемым, зависит от конкретной ситуации и от принятых в данной культуре и семье норм. Бывают ситуации, когда трудно обойтись без агрессии и альтруизм далеко не всегда уместен. От неагрессивных солдат нет толку на поле боя; альтруистичным футболистам не добиться победы. И наоборот, чрезвычайно альтруистичные люди могут быть навязчивыми, склонными к морализаторству и конформными.

    Формирование социально приемлемого поведение у детей
    Общение и игры со сверстниками в развитии социальных навыков дошкольников

    Наблюдая за детьми в яслях, детских садах и центрах, можно заметить, что одни из них популярны среди своих сверстников, а другие — нет. Такое положение может сохраняться на протяжении многих лет: детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего, будут отвергать и их одноклассники в начальной школе. Позже, в подростковом и юношеском возрасте, весьма вероятно возникновение у них проблем с социальной адаптацией. В этом случае важно знать, какие качества связаны с популярностью, и как можно раньше выявлять непопулярных детей, чтобы научить их навыкам, которых им недостает.

    Популярные дети-дошкольники, лучше сотрудничающие со сверстниками

    Многие дошкольники придумывают себе воображаемых товарищей, чье присутствие скрашивает им повседневную жизнь. Эти спутники детской жизни невидимы, хотя для ребенка могут казаться совершенно реальными. Дети дают им имена, упоминают о них в разговорах играют с ними подолгу в различные игры, как с реальными партнерами — webpolyglot.ru. Они помогают ребенку справляться со страхами, заменяют ему друзей в периоды одиночества, поддерживают в нем уверенность в правильности его мыслей и действий. Проведенные исследования показали, что до 65% дошкольников выдумывают себе друзей. В норме создание воображаемых друзей связано с позитивными личностными характеристиками ребенка. Наконец, наличие воображаемого товарища может принести пользу как в эмоциональном, так и в познавательном развитии. Возможно, что дети, проявляющие тягу к фантазиям, получают опыт, который помогает им постичь связь между символической репрезентацией и реальным миром. Фантазия может облегчить ребенку понимание того, что его умственные образы отличаются от объектов внешнего мира.

    Игра — важнейшее средство освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения

    До сих пор мы обсуждали, как дети осваивают отдельные аспекты и нюансы поведения: научаются сотрудничать и проявлять участие, управлять своими чувствами или вести себя агрессивно. Однако этот процесс — комплексный по своему характеру. Чтобы сформировать поведение, соответствующее их полу, семейным и культурным ценностям одновременно, дети должны собрать все отдельные действия, детали в целостную структуру. Ребенок, взрослея, становится менее зависимым от правил, ожиданий, поощрений и наказаний, источниками которых являются другие люди, и более способным к самостоятельным суждениям и регуляции своего поведения.

    Представления ребенка о себе и социальные отношения в дошкольном детстве

    В раннем детстве дети обычно начинают приобретать социальные модели поведения, навыки и роли, которые в их культуре считают подобающими для представителя их пола. Чтобы получить полную картину, давайте на далее посмотрим на некоторые различия между полами, которые, к счастью или несчастью, создают основу, необходимую для развертывания данного процесса.

    Основные различия между мальчиками и девочками в детстве
    Чувство половой идентичности в течение раннего детства
    Андрогинная личность — смешение черт в мужчине или женщине
    Дети научаются делать социальные ценности и моральные критерии частью себя

    На процесс развития в дошкольные годы оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые меры дисциплинарного воздействия. Кроме того, социальное научение дошкольников зависит во многом от структуры и условий жизни семьи: полная семья или нет; все ли ее члены работают; проживают ли вместе с семьей бабушка, дедушка или кто-то из родственников; проживание в удобном загородном доме или перенаселенной городской квартире.
    На процесс развития детей оказывает влияние множество семейных факторов
    Процесс развития в дошкольные годы и стиль поведения родителей
    Воздействие родительского поведения на психосоциальное развитие ребенка

    Одним из наиболее тяжелых и разрушительных примеров отношений «родитель — ребенок» является жестокое обращение с детьми. Независимо от возраста ребенка жестокий родитель разрушает ожидания любви, доверия и привязанности, которые столь существенны для развития здоровой личности и социального развития. В результате часто возникают серьезные проблемы. Может оказаться сложно провести грань между жестоким обращением с детьми и приемлемым наказанием частично потому, что это различие значительно меняется в зависимости от общественных и культуральных стандартов.

    Жестокий родитель разрушает ожидания любви, доверия и привязанности
    Психиатрическое, социологическое и ситуационное объяснения жестокого обращения с детьми
    Методы дисциплинарного воздействия на детей, дисциплина и саморегуляция

    Первой и ближайшей группой сверстников, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры. Общение с ними дает малышу опыт, отличающийся от опыта, получаемого в ходе взаимодействия с родителями. Предельная откровенность между ними позволяет испытать взлеты и падения человеческих отношений — webpolyglot.ru. Несмотря на то что порядок рождения не оказывает достаточно ясного, постоянного и предсказуемого воздействия на личность, во многих исследованиях обнаружено его влияние на интеллект и достижения ребенка, и здесь первенцы имеют явное преимущество перед остальными братьями (сестрами) в семье.

    Братья и сестры — основная группа сверстников, влияющая на развитие личности ребенка
    Социальное научение дошкольников во многом зависит от структуры и условий жизни семьи

    Записи по теме