Способы выражения детьми своих страхов

В результате культуральных и семейных различий дети испытывают тревогу и страх относительно разных вещей. Сто лет назад дети боялись волков и медведей; 50 лет назад — гоблинов и «привидений». Теперь их кошмары населены пришельцами из космоса и роботами-убийцами. Существуют определенные культуральные различия в способах выражения детьми своих страхов, а также в том, насколько свободно они могут их выразить. В современной западной культуре не принято показывать, что ты чего-то боишься. Предполагается, что дети (особенно мальчики) должны быть храбрыми, и большинство родителей обеспокоены за тех детей, которые слишком боязливы.

Однако подобная родительская установка не универсальна. Родители из индейского племени навахо считают, что детские страхи — достаточно нормальная и здоровая реакция; они полагают, что бесстрашным ребенком руководит невежество и безрассудство — webpolyglot.ru. Так, в одном из исследований родители из племени навахо перечислили около 22 источников страха своих детей, включая боязнь сверхъестественных существ. В противоположность этому англо-американские родители из сельских районов штата Монтана назвали в среднем по 4 причины страха своих детей.

В западном обществе не одобряются не только проявления страха. Предполагается, что детям необходимо сдерживать проявления не только других отрицательных, а также и положительных эмоций: гнева и страдания, любви и радости, чувственности и сексуального любопытства. Большинство родителей хотят, чтобы их дети научились тому, что называют эмоциональной регуляцией — умению справляться со своими эмоциями социально приемлемыми способами.

Растушую способность детей управлять своим поведением часто называют саморегуляцией. Саморегуляция предполагает, что дети принимают и интернализуют некоторое множество норм поведения, таких как соблюдение требований безопасности, уважение чужой собственности и тому подобных ограничивающих свободу действий правил. Послушание, которое также является компонентом саморегуляции, относится к разделению ребенком требований воспитывающих его взрослых. Когда ребенок только учится ходить, требования родителей что-то выполнить, например убрать игрушки, могут быть встречены плачем. К 3 годам дети плачут в такой ситуации гораздо реже, но чаще оказывают сопротивление в виде такого поведения, как отказ. К тому времени когда ребенку исполняется 4 года, случаев сопротивления становится меньше. Само по себе сопротивление с развитием речевых навыков не исчезает, скорее ребенок становится способным более приемлемо и менее эмоционально заявлять о своих потребностях. Это говорит о значительном росте саморегуляци и поведения.

Регулирование эмоций — естественная сторона детского психосоциального развития, особенно первые 8 лет жизни. Чувства стыда и вины, источники которых могут лежать во 2-м и 3-м годах жизни, оказываются важными факторами, влияющими на эмоциональную регуляцию в раннем детстве. Современные исследователи развития считают стыд более болезненной и острой эмоцией, чем вина, потому что он проникает в самую суть чувства идентичности ребенка. Стыд связан с желанием отказаться от некоторых аспектов себя, выбросить их. Вина, по контрасту, предполагает наличие желания избавиться от некоторых конкретных аспектов поведения — webpolyglot.ru. Таким образом, вина находится на некотором расстоянии от личности и поэтому не должна серьезно затрагивать сущность идентичности ребенка. Тем не менее исследователи обнаружили, что, несмотря на различия по интенсивности, стыд и вина, как у мальчиков, так и у девочек, непосредственно связаны с их эмоциональной регуляцией.

В противном случае у детей, которые не смогли усвоить, что можно делать, а чего нельзя, возникают проблемы как незначительные, так и достаточно серьезные. Среди проблем, связанных с нарушением эмоциональной регуляции, можно назвать различные поведенческие расстройства, расстройства личности и аутизм.
Дошкольники, которые слишком часто плачут, обычно не пользуются уважением сверстников
Очень рано дети узнают, что открытое проявление отрицательных эмоций недопустимо в общественных местах, в том числе в яслях и детских садах. По мере взросления детей усиливаются ожидания родителей в отношении их возможности управлять своими эмоциями: если для младенца естественно громко плакать, когда он хочет есть, то для 6-летнего ребенка недопустимо реветь из-за того, что надо подождать до обеда несколько минут. Дети, не приобретшие подобного опыта в семье, рискуют вне дома оказаться социально отвергнутыми. Дошкольники, которые слишком часто плачут, обычно не пользуются уважением сверстников.

Возможно, еще важнее для них научиться сдерживать свой гнев. Было проведено лонгитюдное исследование детей, у которых в 10-летнем возрасте еще сохранились частые приступы гнева. Первое обследование было проведено, когда этим детям было по 10 лет, и далее прослеживалось их дальнейшее развитие вплоть до зрелого возраста. Исследование показало, что, став взрослыми людьми, они испытывали множество неудобств из-за своей гневливости. Таким людям бывает трудно сохранить работу, а их браки часто распадаются.
Для детей важно научиться сдерживать свой гнев
Умение управлять отрицательными эмоциями не означает, что человек их никогда не будет испытывать; они являются неизбежным компонентом нашей жизни. Дети могут смириться с собственным гневом как с неотъемлемой частью себя, но научиться при этом сдерживать или перенаправлять свои ответные реакции, вызванные этими чувствами. Они могут использовать гнев как движущую силу, как способ преодоления препятствий или как средство постоять за себя и за других.