Популярные дети-дошкольники, лучше сотрудничающие со сверстниками

Наблюдая за детьми в яслях, детских садах и центрах, можно заметить, что одни из них популярны среди своих сверстников, а другие — нет. Такое положение может сохраняться на протяжении многих лет: детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего, будут отвергать и их одноклассники в начальной школе — webpolyglot.ru. Позже, в подростковом и юношеском возрасте, весьма вероятно возникновение у них проблем с социальной адаптацией. В этом случае важно знать, какие качества связаны с популярностью, и как можно раньше выявлять непопулярных детей, чтобы научить их навыкам, которых им недостает.
Популярные дети, лучше сотрудничающие в ходе игр со сверстниками
Популярные дети, лучше сотрудничающие в ходе игр со сверстниками, обычно демонстрируют больше просоциального поведения и поведения, ориентированного на других; перечень этих видов поведения приводится в сводке ниже. Демонстрация ребенком этих моделей отношений позволяет с уверенностью предсказать его высокий социальный статус в первом классе школы.

Сводка: Качества, характерные для популярных в детском саду детей

Инициируют активность, медленно приближаясь к группе, делая уместные комментарии и делясь информацией.

— Чувствительны к потребностям и действиям других.
— Не навязывают свою волю другим детям.
— Соглашаются играть рядом с другими детьми.
— Умеют устанавливать и поддерживать дружеские отношения.
— При необходимости приходят на помощь.
— Способны поддерживать разговор.
— Делятся интересной информацией.
— Откликаются на предложения других детей.
— Умеют разрешать конфликты.
— В конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы.

По контрасту, непопулярные дети обычно могут быть более агрессивны держатся особняком, или, являясь «белыми воронами», просто выпадают из типичных занятий и социальных взаимодействий сверстников. Что здесь является причиной, а что следствием: начинает ли отвергаемый ребенок вести себя недружелюбно вследствие того, что его игнорируют, или причиной та кого отношения к нему других детей служит его изначально негативное поведение? Почему у одних детей есть навыки, делающие их популярными, а у других они отсутствуют?

Одно из возможных объяснений — игнорирование ребенка или жестокое обращение с ним в период раннего детства. Исследования показывают что маленькие дети, с которыми жестоко обращаются воспитывающие их взрослые, чаще других оказываются отвергнутыми своими сверстниками. Поскольку такие дети обычно не в состоянии наладить нормальные взаимоотношения с окружающими их людьми, они менее любимы и популярны, а значит, и более изолированны, причем их социальная изоляция увеличивается со временем — webpolyglot.ru. Менее серьезное, но потенциально не менее важное влияние на непопулярность ребенка могут оказывать его уединенность и малое количество взаимодействий со сверстниками, отвержение его сверстниками как «не такого, как все» или просто «плохой старт» во время первого прихода в группу детского сада. Необходимо помнить также о том, что, как мы указывали ранее, высокоагрессивные дети с большей степенью вероятности не будут популярными.
Необходимо помочь ребенку развить социальные навыки на протяжении дошкольного периода
Если отношения со сверстниками существенно влияют на ход социализации детей, а их успешность зависит от наличия социальных навыков, тогда важно помочь ребенку развить эти навыки на протяжении дошкольного периода в случае возникновения сигнала о первом отвержении. Взрослые могут помочь детям в двух аспектах. Во-первых, социальным навыкам можно обучить на наглядных примерах и пояснениях. Во-вторых, можно создать условия, позволяющие ребенку приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками.

Взрослые, особенно в условиях детского сада, могут включить непопулярных детей в групповую активность и помочь им научиться ладить с ровесниками. Им нужно обеспечить возможность для игры с другими детьми, а также удобное для этого пространство и игровой материал: кукол и одежду для них, игрушечные машинки, кубики и другие предметы, которые могли бы поддержать совместную игру, и предоставить им повод для взаимодействия. У них должна быть реальная возможность обратиться к воспитателям за помощью в деятельности, разрешении конфликтов и за получением информации.
Следует включить непопулярных детей в групповую активность и помочь им научиться ладить с ровесниками