Основные различия между мальчиками и девочками в детстве

В среднем мальчики при рождении несколько выше и тяжелее, чем девочки. Новорожденные девочки имеют немного более зрелые кости скелета и активнее реагируют на прикосновение. В 2-летнем возрасте, согласно средним показателям, мальчики более агрессивны, а у девочек несколько лучше развиты вербальные способности. В России к 8-10 годам мальчики начинают превосходить девочек в математических способностях. К 12 годам средняя девочка вступает в подростковый период, тогда как средний мальчик в этом возрасте физически еще не соответствует понятию подросток.

Не менее важны те области, в которых различий между мальчиками и девочками не существует. В одном из литературных обзоров сообщается, что есть много областей, в которых не было обнаружено тендерных различий. Например, не существует значимых отличий в общительности, уровне самооценки, мотивации к достижению и даже в механическом обучении и некоторых аналитических навыках.

И действительно, различия между мальчиками и девочками малы, и существует частичное совпадение показателей представителей разных полов. Например, многие девочки более агрессивны, чем некоторые мальчики, и многие мальчики не столь успешны в математике, как девочки. Также важно отметить, что исследования, проводившиеся в конце XX века, обнаружили меньше тендерных различий, чем утверждалось в научных работах, проведенных ранее. Эти данные свидетельствуют о том, что культурные изменения, в частности динамика взглядов на гендерно-соответствующее поведение, повлияли на социальные роли девочек и мальчиков и позже — женщин и мужчин.

В большинстве культур дети демонстрируют гендерно-специфическое поведение к возрасту 5 лет; многие из них выучивают некоторые модели такого поведения в 2,5 года — webpolyglot.ru. В детских садах, например, можно часто наблюдать, как девочки играют с куклами, помогают подавать завтрак, демонстрируют интерес к искусству и музыке. Мальчики строят мосты, включаются в игру-возню, играют с машинами и грузовиками, хотя большинство детских садов сейчас выступает за равноправие.
К детям очень рано начинает применяться моделирование, соответствующее полу ребенка
В свою очередь, маленькие дети часто преувеличивают гендерно-специфическое поведение и жестко соответствуют гендерно-ролевым стереотипам, укоренившимся представлениям о том, каким должно быть мужское или женское поведение. Такие стереотипы поддерживают мнение, что «маскулинный» и «фемининный» — это две отдельные взаимоисключающие категории. Такое убеждение появляется почти во всех культурах, хотя между ними существуют значительные различия в специфических установках, приписываемых мужчинам и женщинам. Традиционные родители ожидают, что их сыновья будут «настоящими мальчиками»: сдержанными, сильными, уверенными в себе, жесткими, реалистичными и отстаивающими свои права — webpolyglot.ru. В то время как под понятием «настоящая девочка» подразумевается: нежность, зависимость, чувствительность, разговорчивость, легкомысленность и непрактичность. Дети в традиционных семьях испытывают давление, принуждающее их соответствовать этим тендерным стереотипам, независимо от их природной предрасположенности.

Каким образом усваиваются тендерные установки? Как и в случае с агрессивным и просоциальным поведением, к детям очень рано начинают применяться вознаграждения, наказания и моделирование, соответствующие полу ребенка.

В одном исследовании проводилось наблюдение за матерями, взаимодействующими с чужими 6-месячными младенцами. Иногда девочек представляли матерям как мальчиков, а мальчиков как девочек; в другой раз малышей представляли в соответствии с их истинным полом. Неизменно матери побуждали детей, которых они считали мальчиками, ползать и ходить, а также играть в физические игры. С девочками всегда обращались более нежно, «вызывали на разговор».

По мере того как дети становятся старше, родители часто более благосклонно реагируют на случаи, когда они демонстрируют поведение, приписываемое обществом представителям их пола. Влияние отца может оказаться особенно важным для развития тендерной роли ребенка. Отцы, даже больше чем матери, обучают детей специфическим тендерным ролям, подкрепляя проявления фемининности у дочерей и маскулинности у сыновей.