Чувство половой идентичности в течение раннего детства

Большинство специалистов соглашаются с тем, что развитие тендерных схем — культуральных стандартов и стереотипов, в основе которых заложен пол, зависит в определенной степени от уровня когнитивного развития ребенка и факторов культуры, к которой он принадлежит. То есть дети становятся более подготовленными к пониманию того, что значит быть мальчиком или девочкой. И по мере роста их понимания они уточняют свои знания о том, что в культуре подобает женщинам, а что мужчинам.

Дети формируют тендерные схемы непосредственно, исходя из того, чему их научили, из тех моделей, которые они видят вокруг себя, а также опосредованно, через сказки, кино и телевидение. Исследования стереотипных моделей, демонстрируемых по телевидению, показывают, что в течение многих лет их тендерные роли являлись и являются совершенно традиционными. Даже анализ текстов учебников по литературе разных лет прошлого века указывает на преимущество гендерно-стереотипных моделей. Эти различия не исчезли и за годы, прошедшие со времени этих исследований. Поэтому неудивительно, что представления детей о тендере и поле часто являются стереотипными.

Как мы могли заметить, дети узнают многие полоролевые аспекты, подражая значимым для них фигурам и получая подкрепление соответствующего тендерного поведения. Кроме того, они активно участвуют в этом процессе, и их подражание и интернализация в ходе приобретения ими половой идентичности нашего представления о своей половой принадлежности носят избирательный характер — webpolyglot.ru. Исследования позволяют предположить, что развивающееся у детей понимание связанных с тендером схем и отношений помогает определить, какие установки и модели поведения они усваивают. Более того, имеющие отношения к тендеру схемы и чувство половой идентичности развиваются в течение раннего детства в предсказуемом порядке. К возрасту 2,5 лет большинство детей уже могут категоризировать других как мальчиков и девочек, мужчин и женщин, а также ответить на вопрос: «Ты мальчик или девочка?». Но, несмотря на то что дети легко могут различать мужчин и женщин, они не знают, в чем заключаются различия между ними.Например, многие 3-летние дети уверены, что если надеть на мальчика платье, он станет девочкой. Они могут не понимать, что только мальчики способны быть отцами и только девочки — матерями. Но уже к 5-7 годам дети понимают, что их пол остается неизменной и устойчивой характеристикой.

Таким образом, они достигают понимания постоянства пола, понимания того, что девочки непременно становятся женщинами, а мальчики — мужчинами и что пол устойчив во времени и в разных ситуациях.

В течение раннего детства дети постепенно постигают смысловое значение, лежащее в основе тендерных стереотипов. Когда в условиях эксперимента 4-летние дети становились продавцами, они предлагали мальчикам купить свирепых медведей, а девочкам — пушистых котят. Это доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или выучивания специфических ассоциаций типа «куклы для девочек, а машинки для мальчиков». Вместо этого дети охотно генерализуют классы игрушек, соответствующих каждому полу. Согласно выводам одной из групп исследователей, дети даже в таком раннем возрасте, возможно, начали ставить одни свои свойства в причинную связь с мужским полом, а другие — с женским.

Многие специалисты в области возрастной психологии полагают, что дети внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Этот процесс получил название самосоциализации. Ребенок может развивать очень жесткое и стереотипное представление о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки». Например, мальчики играют с машинками и никогда не плачут, а девочки играют с куклами и любят наряжаться. Ребенок обычно больше внимания обращает на особенности поведения, соответствующего его полу, и не проявляет интереса к неуместным для его пола действиям.
Дети уточняют свои знания о том, что в культуре подобает женщинам, а что мужчинам
Действительно ли маленькие дети более внимательны к одним вещам, чем к другим, и запоминают одно лучше другого потому, что это согласуется с их тендерными схемами? Некоторые исследования подтверждают это предположение. Например, в тестах памяти девочки обнаруживают тенденцию запоминать больше «женских» пунктов, а мальчики — «мужских». Кроме того, дети допускают ошибки в воспроизведении рассказа по памяти, когда в нем нарушаются тендерные стереотипы. Они могут сказать, что мальчик рубил дерево, хотя в рассказе это делала девочка.

Такие данные свидетельствуют о мощном влиянии развивающихся у детей тендерных схем на их внимание и процессы научения. В период, когда развиваются представления об устойчивости пола и его неизменности во времени, дети склонны к особенно жестким, стереотипным взглядам о допустимом для того или иного пола поведении — webpolyglot.ru. Эти представления и нормы становятся средствами организации поведения и эмоций ребенка. При их нарушении дети могут испытывать замешательство, тревогу, чувство неловкости, хотя, в зависимости от ситуации, могут испытывать и изумление.