Дети научаются делать социальные ценности и моральные критерии частью себя

Дошкольники пытаются разобрать все явления, объекты и ситуации по полочкам, классифицируют то или иное поведение как хорошее или плохое, ищут смысл в социальном мире точно так же, как и в физическом. Центральное место в развитии социальных понятий и норм социального мира занимает процесс интернализации: в идеале дети научаются делать социальные ценности и моральные критерии частью себя. Некоторые из этих ценностей касаются соответствующего полу поведения, другие относятся к нормам морали, а третьи — просто к традиционным способам действий.

Как же дети интернализуют эти ценности и нормы? Сначала они могут просто копировать словесные формулировки. Рисуя мелом на стенке, двухлетняя девочка говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!» Она делает то, что ей хочется, но в то же время пытается сдержать себя, говоря, что этого делать не следует. Через некоторое время она, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способна побороть. Как отмечают когнитивные психологи, не только развивающаяся Я-концепция, но и формирующиеся социальные понятия влияют на попытки детей управлять своим поведением. Такие понятия отражают возросшее понимание детьми себя и других людей — webpolyglot.ru. Например, ребенок дошкольного возраста может знать, что значит быть старшим братом или другом. Кроме того, он усваивает такие понятия, как честность, справедливость и уважение к другим. Многие из этих понятий для маленьких детей являются слишком абстрактными, но тем не менее они стремятся понять их.

Осваивая социальные понятия, маленький ребенок часто задает вопрос: «Почему так делают?» Распространенный ответ основан на приписывании причин поведения личностным или характерологическим качествам. Например, на вопрос: «Почему Петя отдал мне свою булочку?» может прозвучать ответ: «Потому что он славный мальчик». Становясь старше, дети более склонны судить о себе и других людях исходя из устойчивых психологических свойств. Родители и воспитатели могут поддерживать развивающиеся в детях альтруистические порывы и желание быть полезными, приучая их к мысли о том, что те проявляют заботу о других по собственному желанию потому, что они «славные» люди.

В то же время маленькие дети должны научиться понимать мысли других людей: их намерения, чувства и желания. Формирование социального понимания столь важно для развития человека и оно начинается столь рано, что психологи начинают считать его внутренним потенциалом ребенка, как, например, способность к овладению языком. Понимание того, что думают другие, особенно необходимо при формировании ранних дружеских отношений и решении споров.

Социальные понятия, нормы и правила, непосредственно касающиеся детской дружбы, — это та область, в которой в настоящее время ведутся интенсивные исследования. До наступления среднего детства ясного когнитивного понимания дружбы не происходит; понятия доверительных отношений и взаимности еще сложны для школьников. Тем не менее с друзьями и чужими людьми дошкольники ведут себя по-разному, а некоторые 4- и 5-летние дети способны поддерживать тесные, основанные на взаимной заботе и внимании, отношения в течение долгого времени. Они еще не способны выразить словами, что такое дружба, но придерживаются некоторых правил, подразумеваемых дружескими отношениями. Например, в одном исследовании дети наблюдали кукольные спектакли, в которых были задействованы попадавшие в беду друзья или знакомые. Дошкольники реагировали на представление по-разному, в зависимости от того, с каким героем случались неприятности. С большей эмпатией они воспринимали события с участием близких людей, выказывали большую готовность помочь другу.
Детская дружба
В спорах со сверстниками, братьями, сестрами и родителями дети демонстрируют поразительно высокий уровень социального понимания и способность выстраивать доказательства, исходя из социальных норм и правил — webpolyglot.ru. Даже трехлетние малыши могут обосновывать свое поведение, исходя из социальных норм («Сейчас моя очередь!»), или доказывать неправоту других, указывая на последствия их действий («Стой, так ты можешь ее сломать!»). Фактически, наблюдения за детскими словесными перепалками в дошкольные годы обнаруживают неуклонное развитие понимания детьми социальных норм, их способность учитывать позицию другой стороны и аргументировать свою собственную, исходя из усвоенных правил и антиципации последствий поведения.
Даже трехлетние малыши могут обосновывать свое поведение, исходя из социальных норм