Развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста

Грубая моторика

Ребенок младшего школьного возраста способен выполнять контролируемые целенаправленные движения. К возрасту 5 лет, когда ребенок обычно поступает в подготовительную группу детского сада, он обладает достаточно сформированными локомоторными навыками: умеет бегать, прыгать и скакать на одной ноге. Эти движения выполняются размеренно и с относительно небольшим количеством механических ошибок. Приобретенная физическая ловкость провоцирует у них интерес к различным видам спорта и активным действиям. Они лазают по деревьям, переплывают реку, стоя на бревне, и прыгают по балкам недостроенного дома. Многочисленные исследования говорят о значительном прогрессе моторного развития в этот период. В возрасте 7 лет мальчик может бросить мяч примерно на 10,5 м. К 10 годам это расстояние увеличивается вдвое, а к 12 — втрое. Точность броска при этом также повышается. У девочек наблюдается аналогичный прогресс в умении бросать и ловить мяч, но дальность его полета при этом меньше, чем у мальчиков.

Однако межполовые различия двигательных навыков до начала полового созревания в большей степени обусловлены обстоятельствами жизни и культурными ожиданиями, чем реальными физическими особенностями — webpolyglot.ru. Эти различия тесно связаны со временем, в течение которого ребенок практикует тот или иной двигательный навык. Так, у девочек, играющих в основном составе детской волейбольной лиги, бросок дальше и точнее, чем у сидящих на скамейке запасных. Мальчики и девочки, играющие в футбол, занимающиеся другими видами спорта, обнаруживают сходные различия в своих навыках.
Мальчик, играющий в футбол
Мелкая моторика

Мелкая моторика также быстро развивается на протяжении среднего детства, на базе из тех навыков, которым детей научили в детских садах и яслях. В группах подготовки к школе педагоги помогают детям овладеть навыками письма, предоставляя им возможность рисовать карандашами и красками, вырезать из бумаги, лепить из глины и пластилина различные фигуры. В процессе этих занятий дети узнают, как рисовать окружности, квадраты и, наконец, треугольники. Каждая усложняющаяся геометрическая фигура требует более совершенной зрительно-моторной координации, которой детям необходимо достичь, прежде чем они начнут учиться писать. Большинство необходимых для письма навыков мелкой моторики развивается на 6-7-м году жизни ребенка. Однако некоторые совершенно нормальные дети не способны нарисовать ромб или освоить написание отдельных букв вплоть до 7-летнего возраста.
Необходимые для письма навыки мелкой моторики
Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении этого периода, способствует развитию у них чувства «я могу» и позволяет оценить себя по достоинству, что, безусловно, важно для психического здоровья. Кроме того, умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников — webpolyglot.ru. Неуклюжих, с плохой координацией детей часто не принимают в групповые игры и занятия, они могут продолжать чувствовать себя лишними еще долго после того, как их физическая неловкость сама собой исчезнет. В сводке ниже представлен обзор физических особенностей детей младшего возраста.

Сводка: Физическое развитие в среднем детстве

5-6 лет

— Устойчивое увеличение роста и веса
— Устойчивый рост физической силы у мальчиков и девочек
— Растущее осознание положения тела, его основных движений
— Более полное использование возможностей всех частей тела
— Совершенствование грубой моторики
— Неспособность связывать отдельные моторные навыки в единое целое действие

7-8 лет

— Устойчивое увеличение роста и веса
— Устойчивый рост физической силы у мальчиков и девочек
— Более полное использование возможностей всех частей тела
— Совершенствование грубой моторики
— Повышение вариативности использования освоенного действия, но еще без увязывания с другими действиями

9-10 лет

— Скачок роста у девочек
— Увеличение физической силы девочек, сопровождаемое снижением гибкости
— Осознание и развитие всех частей и систем тела
— Способность объединять моторные навыки в связные сложные действия
— Улучшение способности сохранять равновесие

11 лет

— Девочки обычно обгоняют мальчиков в росте и весе
— Скачок роста у мальчиков
— Точность реакции при перехвате движущихся объектов
— Дальнейшее повышение связности и гибкости сложных действий
— Дальнейшее улучшение навыков мелкой моторики
— Дальнейшее повышение вариабельности исполнения освоения действий