Развитие устной речи и грамотности у младших школьников

Хотя развитие устной речи в течение этого периода буквально бросается в глаза, оно часто отходит на второй план перед развитием грамотности — навыков чтения и письма. Дошкольники выучиваются говорить и понимать устную речь, а старшие дети — читать и писать. Чтение требует усвоения фонетики и приобретения навыков декодирования алфавита, а письмо — совершенствования навыков мелкой моторики, необходимых для написания букв. Однако существует много других аспектов этих процессов. Чтение включает также восприятие письменного или печатного текста, а письмо — передачу мыслей в письменной форме. И чтение, и письмо — это формы символической коммуникации, предполагающие, помимо прочего, наличие внимания, восприятия, памяти и других когнитивных процессов.

При помощи символической коммуникации дети научаются связывать внешний мир со своими мыслями и чувствами. Люди, принадлежащие к одной культуре, используют одинаковые способы наполнения разных форм (таких, как звуки, действия, знаки на бумаге, скульптуры в парке) смыслом. Данные символы являются соединительными звеньями между формами и смыслами, они связывают нас с другими людьми и в то же время организуют наши чувства, переживания и мысли.

Чтение и письмо — естественные продукты непрерывно растущей речевой компетентности ребенка. Признание взаимосвязи между процессами овладения устной и письменной речью привело к пониманию грамотности с точки зрения целостности речи. Вместо поиска момента, когда у ребенка развивается готовность к освоению чтения и письма, сторонники целостного подхода к речи сосредоточивают свое внимание на концепции появляющейся грамотности. Согласно этой концепции, навыки, связанные с овладением устной и письменной речью, развиваются на протяжении ряда лет, начиная с младенчества и постепенно совершенствуясь — webpolyglot.ru. Таким образом, рассказы, которые малыш слушает еще до того, как научится говорить, «письмена», которые рисует мелком ребенок, и «чтение» дошкольником по памяти текста любимой книжки можно с полным основанием рассматривать как ранние проявления таких форм деятельности, как чтение и письмо. Родители и учителя могут способствовать развитию грамотности ребенка, создавая в школе и дома обогащенную среду.
Родители должны способствовать развитию грамотности ребенка, создавая дома обогащенную среду
Развитие навыков чтения и письма в среднем детстве представляется сложным, многомерным процессом, возникающим из социокультурного контекста. Дети выучиваются читать и писать в контексте релевантной социальной ситуации. Они приобретают основы грамотности, взаимодействуя с родителями, братьями и сестрами, учителями и сверстниками. Характер этих взаимодействий может различаться, равно как и их вклад в развитие грамотности ребенка.Наибольшим вкладом родителей в этот процесс, например, будут постоянные разговоры с детьми, носящие характер эмоционального общения, а не усилия, направленные исключительно на занятия с ребенком чтением и письмом. Подобно этому, дети по-разному реагируют на активные занятия чтением со своими сверстниками и с учителем — webpolyglot.ru. Учителя помогают детям приобретать новые знания и навыки, необходимые для того, чтобы научиться хорошо читать и писать, а взаимодействия со сверстниками дают ребенку возможность в непринужденной обстановке обсуждать возникающие проблемы и делиться своими мыслями. И, как результат, дети в процессе работы склонны больше вести разговор друг с другом, чем с учителем.

Сводка: Условия, способствующие развитию грамотности

1. Обогащенная письменной речью среда

— Взрослые, читающие для собственных целей
— Взрослые, пишущие для собственных целей
— Частое чтение вслух
— Опыт письма под диктовку
— Доступ к литературе высокого качества
— Возможность знакомиться со значениями слов и выражений в соответствующем этим значениям контексте
— Возможность знакомиться с функциональными печатными материалами (например, инструкциями), читая которые ребенок может понять, что требуется сделать
— Возможность получать ответы на свои вопросы относительно написанных или печатных материалов

2. Обогащенная устной речью среда

— Языковые модели взрослых
— Взрослые, слушающие детей
— Свободное знакомство с устной речью
— Беседы со сверстниками
— Сюжетно-ролевые игры
— Возможности обогащения словарного запаса
— Доступ к необходимой информации о значении слов

3. Приобретение интересного опыта

— Игры
— Повседневность
— Загородные прогулки
— Исследования природы

4. Опыт символической репрезентации

— Театральные постановки
— Рисование и живопись
— Музыка и танцы

5. Добровольное экспериментирование с письменной речью

— Проведение отдельных линий
— Каракули
— Нефонетическое письмо
— Написание сообщения кому-либо

6. Добровольные пробы сил в чтении

— «Чтение по памяти»
— Чтение с контекстными подсказками
— Поиск письменной формы услышанных слов

Дети приобретают основы грамотности, взаимодействуя с родителями, братьями и сестрами, учителями и сверстниками