Домой Эволюция человека от рождения и до самой смерти Подростковый возраст, физическое развитие и особенности мышления в этот период

Подростковый возраст, физическое развитие и особенности мышления в этот период

    В экономически развитых странах подростковый период нередко длится в течение 10 или более лет. Часто трудно определить, когда именно он начинается и когда завершается. Обычно дети начинают вести себя как подростки еще до того, как они изменятся в физическом отношении. Каким образом можно определить, когда именно подросток действительно стал взрослым? Возможно, лучше использовать такой признак взрослости, как эмоциональная зрелость, чем более явные критерии, такие как завершение образования, самостоятельное материальное обеспечение, вступление в брак или рождение детей. Однако эмоциональную зрелость определить также нелегко.
    Длительный переходный период из детства во взрослость является феноменом наших дней
    Несмотря на различие взглядов относительно границ подросткового возраста, существует полное согласие в том, что длительный переходный период из детства во взрослость является феноменом наших дней, существующим преимущественно в развитых странах. В прошлом, в предшествующие исторические эпохи, подростковый период был значительно короче. Это отчасти верно для некоторых развивающихся стран и сегодня, где молодежь проходит в пубертате через символическую церемонию, смену имени или физическое состязание — webpolyglot.ru. Такие переходные ритуалы называются обрядами перехода. За ними может следовать обучение в течение года или двух, и к возрасту 16 или 17 лет молодежь достигает полной и безоговорочной взрослости. Такое относительно быстрое превращение становится возможным потому, что в недостаточно промышленно развитых странах необходимые для жизни навыки можно получить без длительного обучения. Однако в любом обществе существует необходимость в некотором переходном периоде; никто не может потребовать, чтобы ребенок стал взрослым за одну ночь, и у каждого народа есть свои критерии наступления взрослости. Переход во взрослость является универсальной вехой.

    Как понять подростков и особенности этого возрастного периода
    Физиологические аспекты подросткового возраста
    Наступление половой зрелости и способность иметь детей

    В большинстве культур подростковый возраст — короткий или длительный — отмечен значительными изменениями в поведении и во внешнем виде. Исторически многие из этих перемен описывали как негативные и относили их к действию биологических факторов, особенно гормонов. Подростков изображали как жертв своих «бушующих гормонов». Соответствует ли это представление реальности?

    С физиологической точки зрения гормоны воздействуют на мозг двумя способами. Во-первых, половые гормоны могут влиять на личность и поведение благодаря своему раннему воздействию на развитие мозга. Последствия этого воздействия необратимы, и потому на них не влияют изменения гормонального уровня в ходе пубертата. Во-вторых, гормоны могут активировать определенное поведение посредством своего влияния на нервную систему. Это влияние чаще всего является моментальным либо незначительно отсроченным. Физическая и половая зрелость возникает из взаимодействия гормонального уровня, показателей здоровья и генетических факторов развивающейся личности.

    Исследователи обнаружили низкий уровень зависимости гормонального уровня в подростковом возрасте и последующих особенностей поведения:

    — угрюмость;
    — депрессия;
    — беспокойство и недостаток концентрации;
    — раздражительность;
    — импульсивность;
    — тревога;
    — агрессия и проблемы поведения.

    Следует признать, что не все подростки проявляют заметные перемены в своем поведении, хотя все они испытывают повышения и колебания уровня гормонов. Поэтому здесь, вероятно, оказывают влияние и другие факторы, такие как смена ролей, социальные или культурные ожидания, специфические ситуации дома или в школе, влияние средств массовой информации. Например, если в раннем и среднем детском возрасте в семье существуют трудности, то в подростковом периоде они могут усилиться. У подростков, живущих в дисфункциональных семьях, могут быть проблемы с неуместным сексуальным поведением, побегами, агрессией и употреблением веществ, вызывающих психическую зависимость. Напротив, если отношения в семье благоприятны, то в подростковом возрасте серьезных осложнений не возникает и родители продолжают оказывать позитивное влияние на своих детей.
    Если отношения в семье благоприятны, то в подростковом возрасте серьезных осложнений не возникает
    Образ тела подростка и его адаптация
    Нервная анорексия, булимия и жертвы этих расстройств
    Сексуальные установки подростков и их поведение
    Выражение сексуальности для каждого пола зависит от преобладающих в обществе норм

    Влияние сексуального насилия на детей зависит от различных факторов, включая характер акта насилия, возраст и ранимость жертвы, был ли преступник незнакомым человеком либо членом семьи, единичный ли это случай или повторяющаяся модель злоупотребления, как отреагировал взрослый, которому ребенок доверился. Воздействие таких инцидентов на личную идентичность и самооценку часто сохраняется в течение всей жизни.

    Сексуальное злоупотребление подростками, сексуальное насилие
    Дети, рожденные подростками, и причины подростковых беременностей

    В подростковом возрасте происходит развитие способностей, процессов мышления, приводящее к росту сознания, воображения, суждений и интуиции.Происходит активное накопление знаний, открывающих ряд вопросов и проблем, которые как обогащают, так и усложняют жизнь подростков. Когнитивное развитие в подростковом возрасте характеризуется абстрактным мышлением и растущим использованием метапознания. Эти процессы оказывают влияние на границы и содержание памяти подростка, способы решения проблем, особенности мышления в социальном контексте и вынесение моральных суждений.

    Рост сознания, воображения, суждений и интуиции в подростковом возрасте

    Подростки используют свои развивающиеся когнитивные умения в процессе интеллектуальных и моральных поисков в отношении их самих, их семей и мира в целом. Благодаря новым улучшенным когнитивным навыкам они значительно расширяют пределы своего мышления и обогащают его содержание. Поскольку подросток теперь может оперировать с неправдоподобными ситуациями, то книги и фильмы в жанре научной фантастики, фэнтези и ужасов становятся для них приятным времяпрепровождением — webpolyglot.ru. Их часто интересуют эксперименты с оккультными, культовыми или измененными состояниями сознания, вызываемыми различными средствами, от медитации до наркотиков. Абстрактное мышление влияет не только на эти занятия и на изучение естественных наук и математики, но также и на то, как подростки исследуют социальный мир.

    Подростки учатся проверять и сознательно изменять свои процессы мышления
    Понимание себя подростками и их эгоцентризм
    Продолжение морального развития подростков на пути к взрослости

    В результате предъявления моральных проблем нарастающей сложности у ребенка рушатся прежние представления, появляются вопросы, заставляя его думать и решать возникшие противоречия. Рассмотрение моральных парадоксов и конфликтов требует от подростка использования более высоких уровней морального рассуждения.

    Записи по теме