Продолжение морального развития подростков на пути к взрослости

Продвигаясь к взрослости, подростки вынуждены столкнуться с новыми для них аспектами морали. Например, так как теперь они способны заниматься сексом, им нужно решить, что он для них значит, вступать ли в сексуальные отношения до брака, равно как и вопрос «как далеко можно зайти?». Они должны оценить поведение и установки сверстников, которые, возможно, употребляют наркотики или связаны с преступными группировками. Им предстоит решить, важно ли хорошо учиться в школе. Подросткам также нужно понять, что они чувствуют по отношению к обществу, которое измеряет успех в большей степени на основании богатства и силы, и какую роль будет играть в их жизни религия (если будет играть вообще). В результате им приходится решать более широкие проблемы, которые в дальнейшем определят их будущее.

Некоторые их решения, включая решения о сексе, ведут за собой сложные, иногда связанные с угрозой жизни последствия. Розмари Джадак и ее коллеги изучали моральные рассуждения 18- и 20-летних людей о сексуальном поведении, которое могло привести к венерическим заболеваниям, включая СПИД. Исследователи обнаружили, что только 20-летние испытуемые готовы к решению моральных проблем, связанных с венерическими заболеваниями. По-видимому, даже способность выносить моральные суждения об угрожающем жизни поведении требует времени для своего развития.

Процесс мышления подростков изменяется в связи с их развивающимся чувством морали. К подростковому возрасту большинство детей выходят за пределы доконвенционального (ниже общепринятого, условного среднего) уровня морального развития и достигают конвенционального (общепринятого, условного среднего) уровня (основанного, главным образом, на социальной конформности). Большинство мотивированы избегать наказаний, ориентированы на послушание и готовы принять общепринятые моральные нормы. Возможно, такие люди в течение всей жизни будут функционировать в рамках законности в случае, если у них не возникнет особых причин для выхода за их пределы — webpolyglot.ru. Во многих повседневных ситуациях такая позиция позволяет избежать конфликтов с обществом. Они могут никогда не достичь заключительной стадии морального развития, на которой мораль рассматривают как возникающую из личных этических принципов. Эти принципы могут вызвать у индивида проблемы, если они отличаются от общественных.

Можно ли научить мыслить категориями морали более высокого уровня? В начале создания своей теории Колберг пробовал организовать курсы экспериментального морального обучения для детей и подростков различного общественного происхождения. Даже результаты юных правонарушителей позволили предположить, что возможно посредством обучения достичь более высоких уровней морального суждения. Курсы сосредоточены на обсуждении предполагаемых моральных дилемм. Подросткам представляют проблемную ситуацию и просят ее решить. Рассуждения участников оцениваются с точки зрения морали. Когда ответ достигает 4-й ступени, руководитель дискуссии предлагает обдумать основания для идей 5-й ступени, если подросток думает, что его мнение хорошее. Как правило, учащиеся обнаруживают, что несколько улучшенные варианты решений нравятся им больше. В процессе ряда повторяющихся дискуссий они рано или поздно начинают формировать суждения, характерные для более высоких уровней морали.

Педагоги особенно озабочены тем, как развивается мораль в детстве и в подростковом возрасте. Они чувствуют, что понимание этого процесса способствовало бы решению таких проблем, как правонарушения и употребление наркотиков, улучшение общественного порядка. В результате предъявления моральных проблем нарастающей сложности у ребенка рушатся прежние представления, появляются вопросы, заставляя его думать и решать возникшие противоречия — webpolyglot.ru. Рассмотрение моральных парадоксов и конфликтов требует от ребенка использования более высоких уровней морального рассуждения. Тем не менее, как отмечалось выше, не всегда суждения высокого морального уровня приводят к более моральному поведению.