Доля подростков в каждом статусе идентичности в зависимости от культуры, идеологии и религии

Теория Эриксона уделяет основное внимание проблемам развития в западных обществах, направленных на индивидуальные достижения, а не групповые или коллективные. В наибольшей степени это относится к его представлению о формировании идентичности в подростковом периоде. Здесь можно видеть подтверждение особого внимания Эриксона к становлению индивидуальной, относительно автономной личности, а не сотрудничающего члена объединенной группы.

Как правило, в коллективистских обществах польза личности соотносится с пользой всей группы. В этом случае под понятием «группа» может подразумеваться семья, сверстники, соседское окружение, город или общество в целом — webpolyglot.ru. Таким образом, в коллективистских обществах уделяется меньше внимания автономии и намного больше тому ребенку или подростку, который готов быть взаимозависимым от других.

Несомненно, что теория Эриксона в целом универсальна для каждой кризисной стадии; однако могут существовать большие различия в том, что именно данная культура считает наиболее предпочтительным при решении каждого кризиса. Таким образом, идентичность — так же, как и Я-концепция, — имеет глубокие корни в культуре и окружающей среде.

Предположения Марсиа о статусах подростковой идентичности неоднократно подвергались проверке в последующих исследованиях. Такая верификация продолжается и в наши дни. Хотя одни авторы уверяют, что эти статусы не представляют собой континуума явственно различных фаз или способов достижения идентичности, другие предполагают, что они по меньшей мере полезны для понимания состояния подростка и проблем взросления в обществах с относительно продолжительным периодом подросткового возраста.

По всей видимости, от культуры зависят не статусы идентичности подростков. Согласно предположению Алана Уотермена, она оказывает влияние на время формирования статусов, их стабильность и тендерные различия. В результате многочисленных исследований было выявлено, что относительная доля подростков в каждом статусе идентичности различается в зависимости от культуры и в особенности от идеологии и религии.