Стресс, депрессия и психологическое страдание у подростков

Многие статьи и дискуссии о подростках полны драматической риторики. В одной из статей могут утверждать, что все подростки страдают от депрессии или являются бунтовщиками и потенциальными беглецами; в другой заявляют: «Подождите, пока ребенку не исполнится 12, — тогда-то родители и попрыгают!» Из переоценки психологических травм подростков возникают две проблемы. Во-первых, на всех подростков навешивают ярлык «переживающих психологическое страдание», хотя дело не обстоит таким образом. Во-вторых, тех из них, кому необходима помощь, не принимают всерьез, потому что их проблемы рассматривают как часть нормальной фазы развития. Очевидно, что следует отличать нормальных подростков от тех, кто переживает реальное психологическое страдание. Мы рассмотрим подростковую депрессию и другие связанные со стрессом расстройства, а также факторы, помогающие оградить подростков от таких нарушений или делающие их уязвимыми.

Депрессия

В целом исследования психических расстройств в подростковом возрасте выявили довольно низкую частоту депрессий в степени от умеренной до тяжелой, при которых симптомы могут представлять жизненную угрозу. Например, в недавнем исследовании, хотя его результаты и указывают на рост депрессий в подростковом возрасте, было обнаружено, что процент страдающих от данных расстройств является стабильно низким, повышаясь в возрасте 16 и 19 лет (данные — в таблице).

Симптомы варьируют в зависимости от пола. При наличии проблем у мальчиков они чаще втягиваются в асоциальное поведение, такое как делинквентность и употребление наркотиков. Девочки, как правило, обращают свои переживания внутрь себя и становятся депрессивными. В целом депрессия примерно в два раза чаще встречается у подростков женского пола в сравнении с мужским. Хотя причина этих тендерных различий остается неясной, психологи предполагают, что они могут быть связаны с существенным снижением самоуважения, которое иногда происходит у девочек при переходе в старшую школу — webpolyglot.ru. На девочек оказывается давление со стороны сверстников и средств массовой информации, подчеркивающее большую значимость для них привлекательности и хороших взаимоотношений, чем достижений.

Исследователи также обнаружили этнические и другие групповые различия в частоте депрессии у подростков. Например, тинэйджеры, отнесенные к белым или азиатам, чаще проявляют симптомы депрессии при стрессе, чем те, кто относится к чернокожим или латиноамериканцам. Гомосексуально ориентированные подростки также показали высокую степень депрессии. Кроме того, вероятность суицида у них в два-три раза выше, чем у гетеросексуальных подростков. Предположительно, это вызвано негативным социальным давлением, с которым они часто сталкиваются как группа меньшинств.

Депрессия и другие расстройства

Понимание детской и подростковой депрессий требуют уяснения взаимных связей между биологическими, психологическими и социально-системными компонентами. Депрессия в подростковом возрасте часто возникает в ответ на внутренние и внешние стрессы одновременно с другими расстройствами и сопровождает их. Таким образом, депрессивные и тревожные расстройства часто встречаются вместе, равно как и депрессивные расстройства и расстройства поведения. Мальчики значительно чаще ведут себя разрушительно при депрессии, в то время как у депрессивных девочек чаще развиваются нарушения питания, такие как анорексия и булимия. Высокий процент подростков обоего пола, совершающих попытку суицида, находится в депрессии как до, так и после нее. Депрессия, мысли о суициде, злоупотребление различными веществами также взаимодействуют между собой.

С другой стороны, негативный образ тела может привести к нарушениям питания и затем к депрессии. Было обнаружено, что повышенный риск депрессии связан с болезнью, и это также может оказывать взаимное влияние — хроническая болезнь создает депрессию, а депрессия может увеличить уязвимость к заболеваниям. Депрессия может также создавать другие проблемы вследствие ее влияния на межличностное взаимодействие, и наоборот — webpolyglot.ru. Плохое социальное функционирование может ухудшать взаимоотношения родителей и детей, влиять на дружбу и романтические отношения. Например, возникновение беременности в три раза вероятнее у депрессивных девочек-подростков, чем у тех, кто не страдает этим расстройством.

Защитные факторы и копинг-поведение

Биологические изменения пубертата, как и социальные перемены, относящиеся к переходу из начальной в среднюю и старшую школу, требуют значительной психологической адаптации. Здесь мы перечислим факторы риска, защитные факторы и копинг-поведение.

Факторы риска. Факторами, подвергающими подростков риску депрессии и стрессовых реакций, являются следующие.

1. Негативный образ тела, который, как полагают, приводит к депрессии и нарушениям питания.
2. Повышенная рефлексия о себе и будущем, которая может приводить к депрессии, если подросток увязает в негативных переживаниях.
3. Семейная дисфункция или проблемы с психическим здоровьем у родителей, которые могут вызывать стрессовые реакции и депрессию, а также нарушения поведения.
4. Супружеский разлад или развод и материальные трудности в семье, которые приводят к депрессии и стрессу.
5. Низкая популярность среди сверстников, которая связана с депрессивным состоянием у подростков и относится к наиболее верным прогностическим признакам взрослой депрессии.
6. Слабые успехи в школе, ведущие к депрессии и разрушительному поведению у мальчиков, но, по всей вероятности, не влияющие так на девочек.

Многие девочки выходят из раннего подросткового возраста с неудовлетворительным Я-образом, относительно низкими ожиданиями от жизни и намного меньшей уверенностью в себе, чем мальчики. В 9 лет большинство девочек испытывают позитивные чувства к себе, но ко времени старшей школы такое утверждение верно по отношению менее чем к одной трети. Хотя у мальчиков несколько снижается самооценка в средней школе, это снижение не столь велико, как у девочек.

Защитные факторы. Есть три вида уравновешивающих факторов, которые помогают подросткам преодолеть трудности этого возрастного периода. Во-первых, хорошие отношения с родителями и сверстниками служат буфером для стрессов. Невозможно переоценить важность защищающих, поддерживающих взаимоотношений. Во-вторых, особая область умений или опыта, такая как спорт, музыка, ремесло или учебный предмет, могут предоставить тинэйджеру основу для реалистичной уверенности в себе. И наконец, роль, включающая в себя ответственность за других людей (возможно, за членов команды или младших братьев и сестер), может помочь подростку установить приоритеты и более гибко реагировать на проблемы или кризисы.

Копинг-поведение. Подростки используют различные формы копинг-поведения при возникновении проблем в своей повседневной жизни. Позитивные копинг-стратегии, такие как тщательное планирование и организация, установка приоритетов или поиск близкого друга или доверенного лица, могут помочь избавиться от умеренного стресса — webpolyglot.ru. Если подросток испытывает тяжелый стресс, нарастает использование более негативных защитных стратегий. В целом в исследованиях обнаружено, что употребление веществ, вызывающих психическую зависимость, отвлечение и бунтарство являются основными способами, которые подростки используют, чтобы справиться с возникшим напряжением. Учащиеся различных классов и уровней сообщают о курении сигарет, об употреблении алкоголя и психоактивных веществ с целью снижения стресса. В понятие «отвлечение» они включают хождение по магазинам, принятие горячей ванны или душа, выход в общество с друзьями, сон, просмотр телевизора и еду. Эти виды деятельности не решают проблем прямо, но по меньшей мере отвлекают от них внимание.

В целом немного подростков в ситуации сильного стресса чувствуют, что могут активно и прямо бороться со стрессом: им часто не хватает личностных ресурсов.