Социальные, культурные и исторические факторы оказывают решающее воздействие на жизнь взрослого

Исследование развития взрослых является во многом исследованием течения их жизни, изучением того, как личная биография индивидуума связана с тем историческим периодом, в котором он живет, с его местом в общественной системе. Исследования показывают нам, что социальные, культурные и исторические факторы оказывают активное, решающее воздействие на жизнь взрослого и помогают сформулировать ожидания личности.

Следовательно, важно выяснить, каким образом исторические факторы определяют демографические условия данного периода времени, влияют на его типичные ожидания и жизненные сценарии.

Возможно, что наиболее важным историческим изменением, оказывающим влияние на ход жизни, является увеличение ее продолжительности. Происходящие изменения оказывают влияние на то, как семьи переживают смерть ребенка. Когда-то потеря ребенка было обычным и ожидаемым событием; теперь это стало аномальной частью жизненного сценария. В 1800 году, когда женщине исполнялось 35 лет, она уже теряла каждого третьего из своих детей. Смерть ребенка в настоящее время является сокрушительной личной утратой, а не обыденным событием, рано или поздно затрагивавшим жизнь почти каждой женщины.

Периоды истории также влияют на «бюджет времени» взрослого возраста, вследствие чего взрослые в наше время проводят свою жизнь не так, как когда-то.

Смерть родителя сегодня стала более привязанным к возрасту явлением, чем когда-либо ранее, то есть она происходит в течение более предсказуемого периода жизни человека. Потеря родителя теперь происходит значительно позже в жизни ребенка и, как правило, встречается в течение относительно короткого возрастного интервала.

Когда помимо исторического контекста мы рассматриваем влияние таких факторов, как пол, раса, социально-экономический статус, личностные особенности и уровень интеллекта, ход жизни каждого индивидуума приобретает свои уникальные черты. Тем не менее внимание исследователей привлекают характерные паттерны, являющиеся общими для представителей одной возрастной группы — webpolyglot.ru. Их интересует, как эти паттерны будут развиваться в течение следующих 100 лет, когда при помощи медицины и новейших технологий продлят жизнь и уменьшат болезни и страдания, когда будет происходить дальнейшее изменение тендерных ролей, а этнические меньшинства станут более ощутимой частью этой «великолепной мозаики» населения страны.

При наличии некоторых культурных различий они включают в себя материальную, социальную независимость и автономию, самостоятельное принятие решений, а также определенную степень стабильности, здравомыслия, надежности, честности и сострадания. Исследователи включают в этот перечень разнообразные характеристики, а различные культуры предъявляют разные требования, что приводит к отсутствию универсального определения зрелости.

* * *

Парадигма является гипотетической моделью системы, или систематическим подходом. При помощи контекстных подходов (парадигм) делается попытка описания и суммирования результатов воздействия сил различного рода на развитие человека. Термин контекст используется здесь в том же значении, как и в других частях этой книги: мы говорим о контексте окружающей среды, историческом, социальном, психологическом контекстах, каждый из которых, взаимодействуя с другими, оказывает влияние на развитие.

Контекст составляет большую часть того, что делает нас уникальными как личность. Нет двух личностей, сталкивающихся с одной и той же комбинацией контекстов. Контекстные подходы пытаются свести различные контексты вместе в единый упорядоченный блок и тем самым помочь пониманию как общих черт, так и индивидуальных особенностей развития — webpolyglot.ru. Они обращают особое внимание на силы развития как единое целое независимо от того, являются ли они внутренними или внешними для индивидуума, т.е. биологическими (созревания) или эмпирическими (историческими) силами. Противоположным (и устаревшим) подходом является рассмотрение развития одновременно только с одной точки зрения, исключая все остальные.

Контекстные подходы являются комплексными. Кроме того, они применимы в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Однако нигде контекстные соображения не являются столь важными, как при изучении развития взрослых, в период, когда, как ранее отмечалось, жизненные пути начинают существенно расходиться по сравнению с детством и подростковым возрастом.