Новички и наставники — приспособление молодых работников к новой ситуации

Когда молодые взрослые поступают на работу, они могут испытывать состояние, которое можно описать как «потрясение, вызванное реальностью». В течение подросткового периода и этапа подготовки к будущей работе люди часто имеют высокие ожидания относительно того, каким будет их профессиональный путь, как они будут справляться со своими обязанностями. После окончания обучения и начала работы новички очень быстро узнают о том, что некоторые их ожидания нереалистичны. Их обучение может не вполне соответствовать реальной работе, которую им требуется выполнять.

Многие работодатели считают, что новички — это люди, которых еще многому нужно научить. Работа может оказаться не творческой, а механической, окружающие люди бывают нечестными; кроме того, может оказаться, что сойтись с коллегами по работе — большая проблема. Истинные цели работы могут затеряться в лабиринте бюрократических процедур или трансформироваться под воздействием приказов начальников — webpolyglot.ru. Реальность может вызвать потрясение, результатом которого становятся фрустрация, напряжение и гнев, переживаемые молодым работником на этапе приспособления к новой ситуации.

Фаза вхождения постепенно уступает место растущей компетентности и самостоятельности. Напомним, что Левинсон подчеркивал важность роли наставников, помогающих молодым работникам усваивать необходимые ценности и нормы. Новички, опекаемые наставниками, приобретают навыки и уверенность в себе в контексте трудовой деятельности. Вскоре они полностью осваиваются на рабочем месте и могут иногда в чем-то превосходить своих наставников, переставая нуждаться в их помощи. В дальнейшем эти работники приобретают авторитет у сослуживцев и уже сами могут выполнять функции наставников.

Некоторые авторы отмечают, что наставники играют позитивную роль в становлении молодых работников, особенно в эпоху глобального сокращения численности кадров в организациях. Наставники исполняют роль воспитателя и учителя. Они способствуют продвижению молодых работников вверх по служебной лестнице. Они служат моделями для подражания в социальной сфере и в области профессиональной деятельности. В целом наставники облегчают новичкам переход к статусу самостоятельного зрелого специалиста.

Мужчины, занятые административной и научно-преподавательской работой, часто сообщают о том, что у них были наставники. Однако количество высокопрофессиональных наставников достаточно ограниченно. Особенно трудным может быть поиск наставника для управленцев-женщин. Некоторые женщины находят себе наставников-мужчин, других наставляют их мужья, но отношения такого типа могут повлечь за собой определенные сложности — webpolyglot.ru. Когда профессиональная карьера женщины не позволяет ей уделять необходимое время семье, мужья-наставники часто начинают оказывать меньшую поддержку в работе своим женам. Пытаясь помочь большему числу женщин добиться высоких руководящих должностей, некоторые исследователи полагают, что одной из наиболее успешных стратегий может стать поддержка формальной внутриорганизационной системы наставничества.