Воссозданные и смешанные семьи, повторные браки

Когда разведенные или овдовевшие люди, имеющие детей, вступают в повторный брак, образуются воссозданные, или смешанные, семьи, также известные как семьи с детьми от предыдущего брака. У членов таких семей возникают дополнительные проблемы, связанные с приспособлением к ролям мачехи, отчима, пасынка или падчерицы. Будучи неподготовленными к этим новым ролям и почти не получая поддержки со стороны социального окружения, мачехи и отчимы часто обнаруживают, что не могли себе даже представить, насколько трудно достичь удовлетворительных отношений в семье. Однако удачный повторный брак может снизить стресс у взрослых, особенно у родителей, на чьем попечении остались дети — webpolyglot.ru. Разведенный родитель может получить желанное облегчение, имея партнера, который готов разделить финансовую ответственность, домашние дела, принятие решений по воспитанию детей. Однако мужчины, вступающие в повторный брак, могут столкнуться с дополнительными трудностями, если две семьи ожидают от них финансовой поддержки.

Во всех отношениях повторные браки отличаются от первых. Они существуют в рамках более сложной семейной организации, включающей, например, пасынков и падчериц, бывших жен, мужей и их родственников, что может приводить к серьезным конфликтам. В то же время повторные браки часто отличаются большей открытостью в общении, готовностью к принятию конфликтов и верой в то, что все возникающие разногласия могут быть разрешены к взаимному удовлетворению сторон.

Существует мнение, что большое количество повторных браков, ставшее следствием высокого уровня разводов, является исторически совершенно новым феноменом. Однако это не соответствует действительности. На самом деле процент повторных браков в наши дни почти такой же, как в Европе и Соединенных Штатах в XVII-XVIII веках. В то же время необходимо отметить наличие одного существенного различия. Сейчас большинство смешанных семей образуется в результате последовательности «брак — развод — повторный брак». В прошлом смешанные семьи в основном формировались в результате последовательности «брак — смерть супруга/супруги — повторный брак».

Различие между этими двумя типами смешанных семей заключается, несомненно, в наличии здравствующего бывшего брачного партнера. Часто контакты с бывшим партнером продолжаются и могут включать в себя разделение опеки над детьми и распорядок встреч с ними, а также финансовую поддержку. В некоторых семьях бывшим супругам бывает трудно при таких контактах сохранять дистанцию, разрешать конфликты и избегать чувства отвержения одним партнером другого — webpolyglot.ru. Повторные браки часто создают для детей атмосферу амбивалентности, конфликта, неопределенности и разделения родственных чувств. Неудивительно, что вступившие в новый брак вдовы и вдовцы сообщают о более позитивных отношениях друг с другом и с детьми в смешанной семье, чем ранее разведенные мачехи и отчимы.

Ожидание того, что смешанная семья будет являться простым продолжением первичной, совершенно нереалистично и неизбежно приводит к фрустрации и разочарованию. Как неродным родителям, так и их пасынкам и падчерицам необходимо время, чтобы установить контакт друг с другом: узнать характер и проверить, верные ли выводы они сделали. С этой целью отчимы и мачехи должны попытаться занять в жизни детей место, отличающееся от места родного отца или матери. Если они попытаются конкурировать с родным родителем ребенка, их может постигнуть неудача.

Отвечая на вопрос о том, что вызывает наибольшие трудности в отношениях между неродными родителями и их пасынками и падчерицами, большинство мачех и отчимов упомянули дисциплину, приспособление к привычкам и личным особенностям детей и получение признания с их стороны. Приспосабливаясь к новым ролям, мачехи часто сталкиваются с большим количеством проблем, чем отчимы. Им приходится преодолевать огромные трудности, чтобы достичь успеха, частично в связи с наличием стереотипа «злой мачехи», а также из-за того, что женщины проводят с детьми больше времени, чем мужчины.

Существует распространенное стереотипное представление и о пасынке или падчерице. Считается, что таким ребенком пренебрегают, нередко жестоко с ним обращаются и, несомненно, любят меньше, чем «своего». Опросы как в целом населения, так и специалистов, оказывающих помощь смешанным семьям, показывают, что эти стереотипы распространены довольно широко. Такие сказки, как «Золушка», представляют собой концентрированное выражение некоторых из этих стереотипов. Однако такие стереотипы в реальной жизни в основном не находят подтверждения. В случае, когда действительно наблюдается подобная ситуация (что бывает нечасто), не всегда следует винить неродного родителя — webpolyglot.ru. Часто дети сами могут препятствовать налаживанию отношений. Если они так и не приняли развод или потерю своего биологического родителя или сохраняют идеализированные представления об отсутствующих отце или матери, когда в процессе горького и скандального развода ими пользовались как пешками, дети могут отвергать любовь мачехи или отчима, делая невозможной семейную гармонию.

Затраты времени на развитие взаимного доверия, привязанности, чувства близости и уважения к точке зрения ребенка часто окупаются формированием вполне приемлемых отношений. Девочкам, как правило, труднее сформировать хорошие отношения с отчимом, чем мальчикам. Возможно, это происходит из-за того, что обычно после развода у девочки складываются более тесные отношения с матерью и она рассматривает появление отчима как вторжение. С другой стороны, у мальчиков после развода часто бывают неспокойные, конфликтные отношения с мачехами.

Несмотря на то что неродные родители редко занимают в жизни ребенка место идеализированного биологического родителя, им часто удается создать семейную обстановку любви, заботы и безопасности, иногда более удовлетворительную, чем напряженная атмосфера семьи перед разводом. Фактически большинство отчимов, мачех и их пасынков и падчериц постепенно успешно приспосабливаются к жизни в новой семье. Вероятность такого приспособления выше в тех смешанных семьях, которые создают новую социальную единицу, расширяющую спектр свойств биологической семьи детей, чтобы включить новые отношения и стили общения, способы воспитания, методы решения проблем.