Домой Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации

Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации

    На этих страницах рассмотрен широкий круг научно-практических проблем, возникающих как в различных отраслях психолого-педагогического знания, так и в различных сферах превентивной практики, социальной и коррекционно-реабилитационной работы с детьми. При этом часть проблем, связанных с диагностикой и коррекцией детско-подростковой дезадаптации, лишь обозначены и требуют своей дальнейшей, более углубленной научной проработки и апробации в опытно-экспериментальной работе. В настоящее время такая работа начала активно осуществляться как на практике, так и в различных научных коллективах. Разработанные диагностико-коррекционные и социальные программы получили свое внедрение и апробацию в школах с классами коррекционного и компенсирующего обучения, в центрах социально-педагогической реабилитации, на факультетах социальной работы.

    Работа опытно-экспериментальных площадок показывает, что вооружение практиков, учителей, психологов, социальных педагогов и работников превентивным психологическим знанием позволяет более эффективно осуществлять профилактические функции, основанные на психолого-педагогической поддержке и помощи детям и семьям группы риска, проведении специальных коррекционно-реабилитационных программ в условиях школьного учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической организации воспитывающей среды. Внедрение этих программ в широкую практику сопряжено с созданием и развитием специальной социальной индустрии, включая разработку и издательство научно-методической литературы, подготовку и переподготовку как специалистов-практиков, так и преподавателей высших учебных заведений, создание практических центров социальной и социально-психологической помощи. Этому также способствует открытие в вузах России факультетов и отделений по подготовке социальных работников. Хочется надеяться, что объединенные усилия ученых, практических работников, представителей управленческих структур и органов власти позволят России перейти от карательной превентивной практики к комплексу мер социальной и психолого-педагогической поддержки и помощи семьям, детям, подросткам как главному условию предупреждения и коррекции детско-подростковых девиаций.

    Психоаналитическая педагогика в оценке агрессивности и страхов

    Психоаналитическая педагогика в оценке агрессивности и страховВряд ли, например, сегодня кого-либо удивишь сухими статистическими сводками, свидетельствующими о росте преступности среди детей и подростков. Мы настолько привыкли к все нарастающей волне детской преступности, что не заметили, как оказались во власти абсурдной логики общественного воспитания трудных детей, логике, которая основывается на формуле: ответим на рост правонарушений несовершеннолетних ростом исправительных учреждений. Парадоксальность ситуации состоит в том, что приложение социальных, экономических и педагогических усилий общества направлено на исправление и профилактику жестокости, а не воспитание миролюбия. То самое воспитание миролюбия детей с раннего возраста, которое является нравственной аксиомой, лежащей в основе психоаналитической педагогики. Вглядитесь в лица детей, оказавшихся по ту сторону добра и зла, и вы поймете, что не стоит тратить слова на доказательство необходимости воспитания миролюбия у детей и очищения взрослых от социальной эпидемии страха.

    Закономерности формирования взглядов на психику ребенка

    История детской психологииИстория детской психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику ребенка на основе анализа различных подходов к пониманию генезиса психики. Детская психология связана чрезвычайно многообразными узами с самыми различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на общую психологию, педагогику и этику, не меньшее влияние на нее оказывало и оказывает развитие естествознания и медицины. Воспитание, теории развития, история — науки, практически или теоретически связанные со становлением человека, — так или иначе приходят в конце концов к ребенку и, следовательно, к детской психологии, которая, в свою очередь, обогащает эти науки. Развитие детской психологии отражает историю понимания человека и жизни. С этой точки зрения и рассматривается развитие взглядов на психику ребенка, развитие детской психологии как самостоятельной области психологической науки.

    Подходы к развитию детей в основных психологических школах

    Развитие детской психологииДетская психология развивалась не на пустом месте, она вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, педагогики и философии. Хотя духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры, она отражала своеобразие социального и исторического пути развития России, оказывала существенное влияние на формирование отечественной детской психологии. В настоящее время отечественная детская психология переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации привело к необходимости пересмотра некоторых методологических основ, принципов построения отечественной детской психологии. Однако с необходимостью встал вопрос о развитии таких областей, как психология личности, эмоциональное развитие детей, формирование половой идентификации, которые мало исследовались в отечественной психологии, в то время как успехи в изучении познавательного развития не могут быть оспорены.

    Неврозы в детском и подростковом возрасте

    Своеобразие психического развития детей. Страх и тревога в генезе неврозов

    Обследование детей с неврозами. Личность родителей и отношения в семье

    Особенности воспитания. Патогенез неврозов у детей и подростков

    Превентивная и пенитенциарная практика в области предупреждения и коррекции поведения детей и подростков

    Превентивная психология — современная охранно-защитная концепция профилактики

    Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации

    Криминологический анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения

    Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков

    Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска

    Предупреждение педагогической запущенности учащихся в школе

    Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних

    Цели и средства педагогического воспитания

    Цели и средства педагогического воспитанияЗадача воспитания детей ли, подростков ли, юношей — всегда включает в себя задачу организации специальной, созданной для этой цели деятельности, которую мы назвали педагогически организованной деятельностью. Путь к осознанию смысла деятельности в целом лежит, как правило, для подростка и юноши в практике его участия в основных звеньях деятельности: в планировании, в организации действий и участии в них, в обсуждении результатов. Большие города, обезличивание в них индивида, массовые миграции населения создают фон широты и неопределенности возможностей отдельной личности в своем развитии. При этом конкретные социальные условия могут создать очень жесткие рамки для становления личностных качеств на том или другом возрастном этапе. Возникает реальность отклоняющегося развития по асоциальному или даже антисоциальному вариантам. Нарушенное развитие ведущей деятельности в одном ее звене как бы программирует возможность искажения дальнейшего хода становления личности. Сегодня деятельность подростков в огромном большинстве вариантов остается стихийной, и, увы, все больше подпадает под влияние криминальных взрослых.

    Управление и педагогическое руководство, семейное воспитание

    Позитивная программа воспитания детей и подростковПозитивная программа воспитания может быть основана только на представлении об особенностях ведущего отношения ребенка к миру на каждом из возрастных этапов его развития, на содержании и, главное, смысле деятельности, которая ему необходима на этих этапах, и, что особенно важно, на отношениях, связывающих старшее и младшее поколения на важнейших отрезках жизненного пути ребенка. Родители окажутся мудрыми, если, во-первых, их поведение в быту не будет противоречить тем ценностям, которые им хочется передать своим детям, во-вторых, если они не пожалеют сил и времени для полуигрового включения ребенка в повседневные семейные заботы и, в-третьих, если они, опять-таки, не пожалеют сил и времени для участия в ролевых играх своих малышей. Говорят, что каждое поколение больше похоже на свое время, чем на своих родителей. Может быть, это и так, если судить в пределах моральных понятий. Но нравственные критерии — понятие более глубокое и всеобъемлющее. Через них каждый человек соотносится со всеми людьми на земле и определяет свое поведение в единой для всех системе координат.

    Психологическая сущность отклоняющегося поведения

    Коррекция самосознания трудных подростковВ реальной педагогической практике мы будем считать отклоняющимся поведением всякое поведение, связанное с нарушением не только буквы закона, но и важнейших социальных норм, будь то хулиганство, участие в предкриминальных или криминогенных группах, проституция несовершеннолетних, бродяжничество, пьянство и наркомания, организация насилия над другими личностями, преследование по национальному признаку, исповедование фашистской идеологии, религиозный фанатизм, приносящий ущерб не только себе, но и окружающим. Наиболее мощный пласт понимаемого таким образом «отклоняющегося поведения» складывается под прямым и косвенным воздействием профессиональной преступности, «блатного мира». Если говорить сколько-нибудь всерьез о психолого-педагогической задаче «перевоспитания», а точнее — воспитания «трудных» детей, в особенности наиболее массовой их категории, необходимо в первую очередь заботиться о создании условий для педагогически организованной их деятельности. Активные групповые методы оказываются как раз тем средством, которое оптимизирует взаимоотношения между подростком и взрослым, а это, в свою очередь, является одним из основных условий эффективности психолого-коррекционного процесса.

    Ранняя юность — особенности психологии

    Юность и юношество, социализация и ее институты

    Психология юношеского возраста — теории и факты, возраст и индивидуальность

    Познавательные процессы, способности и эмоции юношеского возраста

    Развитие самосознания у подростков, самоуважение и самооценка

    Взаимоотношения родителей и детей в переходном возрасте

    Учителя, школьная администрация и старшеклассники — педагогика сотрудничества

    Записи по теме