Фантазии на военные темы у девочек и мальчиков

“Я боюсь, когда вижу страшные сны, или, посмотрев детектив и оставшись дома одна, я испытываю ужасный страх. Страшно, когда находишься вечером одна на улице” (Мартина, VII класс общей школы).

“Повсюду стреляют. Я сижу внизу, в подвале, и мне страшно. Повсюду грохочут взрывы. Я слышу крики, когда солдаты проникают в подвал”, — пишет Сабина.

Моника, которая, как и Сабина, учится в IV классе начальной школы, считает: “Глупо, что идет война. Тогда почти все мужчины — солдаты, а женщины и дети сидят в домах и умирают или лишаются рук и ног и не могут ничего сделать”.

А Клавдия пишет: “Тогда солдаты постоянно врываются в дома и расстреливают детей и женщин насмерть”.

В любом возрасте девочки поразительно часто увлекаются фантазиями на тему самоистязания. Эти фантазии как бы дополняют торчащие вверх стволы орудий и танков на рисунках мальчишек, символику, еще более усиливаемую изображением стрельбы из этих стволов.

За мечтами о всеобщем уничтожении или о безграничных возможностях защиты в реальности стоят чувства всесильности или, наоборот, беспомощности. (“Если бы была война, я бы сел в самолет и все бы разбомбил”, — считает Уве, 9 лет). Эти чувства выражают целый спектр чувств, почти не связанных с непосредственным опытом общения между сверстниками.

Это — проявление жизненного опыта, полной беспомощности по отношению к удовлетворению элементарных потребностей, полной беззащитности совсем маленького ребенка, его неспособности противостоять средствам воздействия взрослого.

Фантазии о своей беспомощности или всесильности всегда связаны с переживанием чувства отчаяния, столь же недифференцированного, как и те потребности, за удовлетворение которых этим детям пришлось бороться в совсем раннем возрасте.

И сейчас, как и раньше, мальчики продолжают бороться, а девочки — бояться мальчиков, но при этом они гордятся, когда борьба идет из-за них. И сегодня совместная игра детей в войну выражает одновременно их злость и страх.

Чего же они боятся? Чем могут им помочь взрослые родители и педагоги? Как нужно преодолевать детский страх перед войной?