Основные моменты военного воспитания

На одном из коллоквиумов американского психоаналитического общества Чэйм Ф. Шатан описал в связи с “культом мужественности” два центральных момента военного воспитания: унижение человеческого достоинства и перверсию сексуальности на оружие. Шатан поясняет, что на примере учебною лагеря для только что принятых на службу моряков в Сан-Диего.

Унижение человеческого достоинства новобранцы переживают буквально через 10 мин после прибытия в лагерь. Им вдруг приказывают построиться в шеренги, и рослый, атлетически сложенный, точно сошедший с картинки фельдфебель подает команду в такой манере, к которой еще никто из новобранцев не был готов: “0’кэй! Вы безнадежная кучка засранцев! Становись в две шеренги и вышвырните ваши трижды проклятые сигареты! Заткните ваши грязные глотки!”

После того как новобранцы торопливо разбираются по шеренгам, фельдфебель громовым голосом продолжает: “Парни, вы теперь находитесь здесь в военно-морском учебном лагере Сан-Диего. И мы попытаемся сделать из вас моряков, хотя я бы на ваших глазах с удовольствием послал все это к черту, отошел бы к забору и отблевался. Сразу же кончайте с вашей проклятой дурью, иначе я так отполирую ваши жральники что из них ничего больше не вылезет!”.

Из-за полной оторванности от женщин во время всего курса обучения ненаправленная сексуальность молодежи принимает извращенные формы. У молодых солдат возникают маскулинные представления о соответствии идеалу Джона Вэйна, как это обычно называют преподаватели или ветераны Вьетнама.

Санкционированное насилие находит выход в садомазохистских установках и мастурбации. Готовность к внезапным насильственным действиям и отсутствие сочувствия являются важнейшими компонентами целей обучения. Сексуальное влечение взрослеющих мужчин ставятся на службу смерти. Например, преподаватель “моряков” указывает на свои гениталии, а затем на свой пистолет и говорит: “Это — орудие, а это — пистолет, одно делает секс, другое — скелет!”

Унижение человеческого достоинства

Сан-Диего далеко. Но чувства безопасности, доверия и самоуважения подвергаются нападкам уже в самом начале жизненного пути каждого человека, и школа унижает чувство собственного достоинства ученика не только при каждом контроле его уровня знаний.

Отношения с сексуальной сферой также с самого детства ставят множество проблем. Обычно маленькие мальчики имеют дело, прежде всего, с женщинами (мать, воспитательница детского сада, учительница начальной школы) и лишь в более позднем возрасте, в основном, с мужчинами. Кроме того, к тому времени уже полностью закрепляются в разнообразных детских всем нам известных формах игры в “войну” между представителями разных полов и негативные чувства к противоположному полу.

Не каждый маленький мальчик станет Джоном Вэйном, но многие хотели бы быть похожими на него. Как же выглядит эта «война» в школе? Как происходит унижение человеческого достоинства ученика и как должны учителя и ученики обращаться с чувством собственного достоинства друг друга?