Страх в школе

Нижеследующий доклад я прочитал во время педагогической конференции в гимназии одного из городков земли Гессен. К этой конференции и к этой теме удалось прийти после того, как небольшая группа молодых учителей. пригласивших меня для доклада, смогла подвигнуть директора на то. чтобы предоставить возможность всем участникам (около 120 учителей) поговорить о педагогических проблемах.

Группе учителей ближе всего оказалась тема страха, так как она частично представляла и их собственную проблему в отношении директора, которого они воспринимали как весьма авторитарного человека. Этот доклад состоялся за неделю до летних каникул.

Я рад, что получил приглашение на вашу педагогическую конференцию “Страх в школе”. Вместе с тем я все-таки испытываю некоторую нерешительность, когда думаю о моменте, в который вы обратились к этой теме, и о способе, которым вы меня пригласили. Ибо что могла означать организация педагогической конференции на тему страха, когда только что прошла выпускная сессия, которая, собственно, и есть проявление темы школьного страха. а впереди — столь длинные каникулы?

Чтобы лучше понять эту ситуацию, я попытался представить себя на месте того учителя, который, грубо говоря, только что пережил стресс, связанный с выпускной сессией, который скоро освободится от ежедневной школьной борьбы и при этом должен что-то представить на тему “Страх в школе”.

Как участник такой конференции, я мог бы сейчас полностью отключиться, томительно ожидая, пока все кончится, и втайне ругая тех, кто втянул меня в подобную историю. Но я мог бы воспользоваться случаем и не позволить себе пребывать в пассивном ожидании, невзирая на страх остальных, которые предлагают мне в качестве помощи и защиты еще одного докладчика. Я мог бы проверить, что скрывается для меня в этой теме, и это было бы возможностью вступить с этими людьми в дискуссию, причем в такой форме, которая могла бы вызвать не больше страха, чем моя пассивность.

Прежде чем перейти к освещению темы, я хотел бы оговориться, что понятие “страх” будет использоваться мной в качестве общего термина для самых различных форм проявления и выражения страха, и что я буду говорить о ситуациях, которые каждый переживает несколько иначе, чем все остальные, в которых одни не рискуют, а других охватывает паника, в которых одни чувствуют себя неуверенными, а у других сердце выскакивает из груди, в которых одни испытывают ужас, а другие — сильные боли в животе.

Таким образом, я буду затрагивать весь диапазон шкалы оттенков чувства страха, которые редко оказываются одинаковым и для двух разных людей в одной и той же ситуации.