Домой Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Закономерности формирования взглядов на психику ребенка

Закономерности формирования взглядов на психику ребенка

    История детской психологииИстория детской психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику ребенка на основе анализа различных подходов к пониманию генезиса психики. Детская психология связана чрезвычайно многообразными узами с самыми различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на общую психологию, педагогику и этику, не меньшее влияние на нее оказывало и оказывает развитие естествознания и медицины.

    Воспитание, теории развития, история – науки, практически или теоретически связанные со становлением человека, – так или иначе приходят в конце концов к ребенку и, следовательно, к детской психологии, которая, в свою очередь, обогащает эти науки. Развитие детской психологии отражает историю понимания человека и жизни. С этой точки зрения и рассматривается развитие взглядов на психику ребенка, развитие детской психологии как самостоятельной области психологической науки. Большое значение имеет тот факт, что в данном разделе сайта перед вами открывается панорама различных взглядов на природу психического, на законы, управляющие нашим поведением, нашим познанием. Анализ различных точек зрения на психику, среди которых фактически нет заведомо неправильных и абсолютно истинных, помогает выработать неидеализированный, недогматичный взгляд на теории различных, даже крупных, ученых; учит мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и недостатки как в устоявшихся теориях, так и в новых, модных на сегодняшний день подходах.

    Такой недогматичный, объективный взгляд особенно необходим учителю, так как стереотипный стиль общения, статусное место в классе часто провоцирует его на известную авторитарность, формирует установку на собственную непогрешимость. Не менее разнообразны и позиции психотерапевтов, и кому-то покажется привлекательным психоанализ, который исходит из необходимости постоянного контроля, наблюдения за жизнью человека, из предположения, что без помощи психоаналитика он не может разобраться в собственных проблемах, а кто-то разделит позиции представителей индирективной психологии, которые убеждены в том, что человек должен сам решать свои проблемы. Однако ни выработать свою собственную позицию, ни избавиться от определенного догматизма невозможно без знания логики развития самого предмета, без анализа развития и формирования психологических взглядов, т.е. без того, что и является содержанием детской психологии.

    Воспитание, теории развития, история
    Исследования психического развития детей во времена античности
    Нравственное развитие как основа всего психического развития детей

    Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней потребности в этом знании или внешнего побуждения. Таким внешним побуждением может стать восприятие какой-то вещи, а может и обучение. Поэтому Сократ одним из первых психологов поднял вопрос о необходимости разработки метода, при помощи которого можно помочь актуализации знаний, заложенных в душе ребенка. Он считал, что такой метод основывается на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ребенка, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания. Это и был знаменитый метод сократической беседы. В ее основе лежал разработанный Сократом метод «наводящих размышлений», при помощи которых детей подводили к определенному знанию.

    Применение знаний о законах психической жизни к процессу обучения и воспитания детей
    Факторы, обеспечивающие гармоническое развитие детей
    Обучение учит не только правильно мыслить, но и совершать правильные поступки

    Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. В качестве основы он предложил периодизацию, основой которой явилась выделенная им структура души. Он разделил детство на три периода: до 7 лет, от 7 до 14 и от 14 до 21 года. Для каждого из этих периодов должна быть разработана определенная система воспитания, соответствующая основным закономерностям данного возрастного периода. Таким образом, можно сказать, что он разработал первую в истории науки педагогическую периодизацию. Например, говоря о дошкольном возрасте, Аристотель подчеркивал, что в этот период важнейшее место занимает формирование растительной души, поэтому для маленьких детей большое значение имеет режим дня, правильное питание, гигиена. В то же время для школьников необходимо развивать и другие свойства души, в частности движения (при помощи гимнастических упражнений), ощущения, память, стремления, причем нравственное воспитание должно основываться на упражнении в нравственных поступках.

    Начало познания
    Разница в понимании психики, ее функций и структуры

    Если мы хотим, чтобы дети лучше поняли определенное понятие, надо его подавать в совершенном виде, в виде, например, хорошо написанной и сыгранной пьесы, после которой появляется желание быть такими же нравственными и добрыми, как ее герои, либо возникает негодование на них и стремление не быть на них похожими. Искусство особенно важно для воспитания нравственности, так как понятия о добре и зле, будучи абстрактными и чисто разумными, могут не вызвать в ребенке желания следовать этим нормам, но, получив определенную, положительную или отрицательную, окраску, вызовут желание вести себя соответствующим образом.

    Творчество и его роль в психическом развитии

    Исследования закономерностей психического развития продолжались и в новый период развития греческого общества, так называемый период эллинизма, который связан с распространением греческой науки и культуры по всему миру после походов Александра Македонского. Это привело к более тесным связям с восточной культурой и расцвету не только точных наук, но и театра, поэзии. Внимание к человеку, к его личности, причине его свободных поступков, мотивации его поведения, его физической организации привел к тому, что интерес ученых сместился от исследования законов развития природы и космоса к изучению факторов, влияющих на становление психической сферы. При этом новые исследования возрастных особенностей основывались на достижениях выдающихся психологов классицизма.

    Подход к психическому развитию детей в период эллинизма
    Поиск объективных этических норм, ограничивающих вседозволенность человека
    Проблема изучения критериев нравственного и безнравственного
    Свобода духа, активное и пассивное начала в воспитании и социализации детей
    Надо быть направляемыми, а не исправляемыми

    Вопросы психического развития и формирования социально адаптированной личности получили новое развитие в средние века. В этот период религия оказывала серьезное влияние на развитие науки, особенно такой социально ориентированной, как психология. Поскольку вопросы души, духовной жизни и самосовершенствования стали предметом религии, изменился и предмет психологии, которая из науки о душе постепенно стала превращаться в науку о познавательных процессах. В детской психологии на первый план в это время вышли проблемы развития познания, исследования основных познавательных процессов как этапов развития познания у детей, динамики их становления и методов их формирования.

    Психологические аспекты обучения и воспитания детей в период средневековья
    Разработка способов преодоления отклонений в психическом развитии детей
    Психологические и философские школы Востока

    Развитие знаний о психике детей и путей воздействия на нее обогатилось в средние века многими важными данными, в частности методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том числе и аффективных реакций. В то же время способы обучения и воспитания детей, общий стиль общения взрослых с детьми серьезно отставали от тех данных, которые были получены наукой и нуждались в переосмыслении. Именно эти вопросы, связанные с практикой воздействия на психическое развитие и формирование личности ребенка, и встали прежде всего перед учеными в эпоху Возрождения. Против схоластических и авторитарных, не учитывающих интересы и индивидуальные стремления детей, подходов к их воспитанию, выступили ученые-гуманисты в эту эпоху, стремясь восстановить основы классического образования, развить у воспитателей интерес к личности ребенка. Большое внимание уделялось и разработке новых принципов обучения, ведущими из которых стали наглядность и природосообразность, о которых впервые заговорил еще Аристотель.

    Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения

    Анализируя этапы развития природы, ученые приходили к выводу о наличии соответствующих периодов в психическом развитии детей. Таким образом были заложены основы периодизации, хотя первая детальная научная периодизация была разработана только Ж.-Ж. Руссо. Развитие общества в новое время привело к необходимости разработать объективную научную основу под высказанными гуманистами взглядами о психике ребенка. Для этого важно было обосновать объективные методы исследования содержания души, показав, что знания, полученные при помощи схоластических вербальных операций, нельзя считать истинными.

    Исследования психологического развития детей в новое время
    Философия Декарта — привычка к размышлению и сосредоточению
    Способы целенаправленного влияния на поведение ребенка
    Развитие рационалистической теории познания
    Изучение роли понятий в поведении
    Развитие теории о свободе воли и понимании природы человеческих чувств
    Открытие новых закономерностей в процессе формирования понятий
    Эмпирическое направление в возрастной психологии
    Знание законов психической жизни в обучающих методах
    Психология способностей

    Разрабатываемая в период нового времени концепция психического развития и сформированные на ее основе подходы к воспитанию поставили вопрос о связи психического развития с окружающей средой, помогли сформулировать новые принципы обучения и воспитания и расширили знания психологов о взаимодействии ребенка с окружающим миром и этапах этого взаимодействия. Однако серьезным недостатком позиции большинства ведущих ученых нового времени было то, что ребенок представал пассивным существом, из которого взрослый, при умелом управлении, как из мягкого куска глины, может вылепить то, что ему надо. В конце 19-го века в развитии детской психологии соединились два направления, до этого времени развивавшиеся параллельно и независимо друг от друга. Это исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, а также этнографические исследования детства и языка, главным образом изучение детских игр и сказок. В это же время детская психология начала наконец осознаваться учеными в качестве самостоятельной области психологической науки, так как именно в этот период появились такие объективные предпосылки ее формирования, как:

    — требования педагогической практики;
    — разработка идеи развития в биологии;
    — появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.

    По-настоящему задача связи между педагогикой и психологией встала перед учеными лишь с середины 19-го века в связи с развитием всеобщего обучения. До тех пор, пока образование было преимущественно домашним, нетрудно было сформировать индивидуальный подход к каждому ребенку, понять его особенности, интересы, сделать обучение для него легким и занимательным. Индивидуально подбирался не только круг изучаемых проблем, но и темп обучения в зависимости от скорости обучаемости данного ребенка.

    Выделение детской психологии в самостоятельную область психологической науки
    Теория эволюции Дарвина и ее влияние на психологическую науку
    Роль психики в эволюции человека
    Формирование генетического подхода в психологии
    Появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования
    Родословная психологии как самостоятельной дисциплины
    Экспериментальная психология, изучение памяти и наследственности

    Развитие детской психологии в конце 19-го — начале 20-го веков было тесно связано с педологией, наукой о детях. Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. Однако со временем на первый план вышла именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х годов 20-го века, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. При этом название «педология» было заменено новым – child study («исследование ребенка»).

    Развитие детской психологии в конце 19-го — начале 20-го веков
    Основные теории детского развития первой трети 20-го века
    Изучение мышления и этапов его развития у детей
    Разработка новых объективных методов психического развития детей
    Разработка тестов, измеряющих разные стороны психической жизни детей
    Анализ духовного развития ребенка
    Изучение интеллектуального развития ребенка
    Проблемы социализации детей в разных культурах

    Записи по теме