Домой Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Своеобразие психического развития детей, страх и тревога в генезе неврозов

Своеобразие психического развития детей, страх и тревога в генезе неврозов

    Неврозы у детей и подростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.

    Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы — это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений — прародителей, родителей и детей.

    Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

    Мы видим широкий спектр причинно-следственных факторов, влияющих на возникновение неврозов у детей. Цель этого раздела сайта состоит в освещении главным образом малоизученных или нераскрытых сторон проблемы неврозов у детей с использованием клинико-психологического подхода. Представленные данные получены на материалах обследования и лечения детей и подростков с неврозами в возрасте до 15 лет.

    Самый распространенный вид нервно-психической патологии
    Различные определения неврозов, в которых оттеняется та или иная сторона заболевания
    Изучение общей нервности у детей и подростков 
    Повышение нервных реакций возбудимого круга

    Среди разнообразных патогенных ситуаций, являющихся причиной психической травматизации при неврозах, выделяются семейно-бытовые, прежде всего конфликтные, отношения в семье. В более широком аспекте причиной невроза может быть дисгармоничное функционирование семьи в целом, приводящее к заболеванию одного из ее членов. Подчеркивается хронический характер основополагающего для невроза эмоционального стресса. Патогенность внешних обстоятельств жизни проявляется лишь в сочетании с соответствующим значимым отношением личности. В свою очередь, особенности личности, системы ее свойств и отношений могут быть поняты лишь из истории ее развития в определенной социально-бытовой среде, прежде всего в семье. Указывается на характерное для психогенных состояний сочетание психической травмы и особого склада личности детей и подростков.

    Источники психогений
    Конституционально-генетический фактор
    Статистический анализ общности нервно-психического реагирования

    В литературе имеются указания на выделяющиеся месяцы рождения детей, впоследствии заболевающих психическими заболеваниями. В отношении неврозов специалистами проанализированы даты рождения у детей и подростков; результат — не обнаружено существенного преобладания дат рождения по месяцам или временам года.

    Дети с неврозами — часто единственные дети в семье, и в их воспитании наблюдается больше отклонений, чем при наличии нескольких детей. Относительно больше единственных детей у взрослых с истерическим неврозом.

    Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения

    Правильное понимание невроза как болезни развития личности требует понимания личности человека и закономерностей ее развития. На последующих страницах раскрывается своеобразие раннего психического развития детей, впоследствии заболевающих неврозами. В общепринятом значении это — анамнез их жизни, раскрываемый посредством стандартизованного интервью с родителями. Помимо этого, характеристики раннего развития детей и самочувствия матери фиксировались специализированным вопросником.

    Антенатальные патогенные факторы. Перинатальные патогенные факторы. 
    Невропатия
    Основная патогенная роль невропатии
    Резидуальная церебральная органическая недостаточность. Дизонтогенез

    В классическом варианте темперамент — проявление темпа психических процессов. Свойства темперамента можно определить также, как энергетическую характеристику психических свойств. Темперамент подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания. В качестве ведущего критерия темперамента нами используется темп протекания психических и моторных реакций. Соответственно, холерик при интервью определяется как «быстрый, стремительный, быстро говорит, думает, делает»; флегматик — как «медлительный, неторопливый, медленно говорит, думает, делает»; сангвиник — как среднее двух характеристик.

    Темперамент ребенка
    Эмоциональный контакт родителей и детей
    Привязанность при неврозах и в норме
    Психологическая структура семейных отношений. Проблемы адаптации

    Сравнение с нормой (мальчики и девочки вместе) показывает заметное преобладание у детей, заболевающих неврозами, состояния аффекта при начале посещения детского сада и отсутствие адаптации в дальнейшем. Прежде всего, это относится к эмоционально чувствительным, впечатлительным и боязливым детям, обнаруживающим тревожную зависимость от матери и невропатически обусловленные проблемы еды и дневного сна. Плохой аппетит и отсутствие дневного сна являются часто источником конфликтных отношений со стороны воспитателей, стыдящих, а то и наказывающих детей как непослушных.

    Эффект невротизации эмоционально чувствительных детей и проблемы адаптации в детском саду

    Упрямство — «камень преткновения» в отношениях с детьми, «столбовая дорога», ведущая к невротизации детей уже в первые годы жизни. Наиболее часто упрямство возникает в возрасте от 1,5 до 2,5 — 3 лет. Психологической основой происхождения упрямства будет формирующееся чувство «я», подчеркнуто звучащее в 2 года. Ребенок стремится все делать сам и протестует против помощи и ограничений его возможностей. Развитие самостоятельности и активности, умения владеть собой представляет волевой аспект формирования «я», максимально выраженный в 2 года. К этому возрасту ребенок упрям с точки зрения родителей, поскольку проявляет заметную настойчивость в осуществлении своих желаний и его нелегко переубедить. Известна педантичность детей этого возраста, стремление к порядку, определенному расположению вещей, месту за столом, времени укладывания. Упрямство здесь связано с изменением жизненного стереотипа, которое вызывает чувство беспокойства или протест, расстройство настроения и капризность. Постоянство окружающей среды для ребенка, как и определенная последовательность (ритуал) его действий, создаст чувство безопасности, изначальной уверенности в себе, являясь необходимой предпосылкой для формирования целостного чувства «я».

    Процесс социализации у детей, заболевающих неврозами, сопровождается со стороны родителей чрезмерно ранними и категоричными требованиями опрятности, правильно сформулированной речи, подчеркнутым стремлением все организовать, упорядочить, регламентировать. В большей степени это присуще родителям с гиперсоциальной направленностью личности, дети у которых наиболее упрямы с их точки зрения.

    Упрямство у детей
    Своеобразие детей до заболевания неврозом, или преморбидные особенности

    Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Можно представить, что эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. В свою очередь, понимание опасности, ее осознание формируются в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые индифферентные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. В этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта, психологическом заражении страхом от окружающих ребенка лиц и непроизвольном обучении с их стороны соответствующему типу эмоциональных реакций. Все это дает основание говорить об условно-рефлекторной мотивации страха, поскольку в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса. Исходя из сказанного, страх можно определить как аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека.

    Определение страха и его разграничение
    Значение страха. Диагностика
    Выраженность страхов
    Возрастные особенности и страх
    Страх у детей младшего дошкольного возраста
    Старший дошкольный возраст — страхи у детей. Страх смерти
    Специфика детских страхов

    Страх — одно из ведущих клинических проявлений при неврозах. Невротическим можно определить страх, который или не оправдывается конкретной угрозой, или не соответствует ей по степени значимости, но всегда имеет определенную психологическую подоплеку своего происхождения (мотивацию). Невротический страх в виде общей боязливости, страха ожидания лежит в основе невроза страха. Классической моделью невротического страха являются также фобии. В отличие от невротического реальный страх возникает при конкретной внешней опасности, являясь выражением инстинкта самосохранения. Страхов больше при наличии у подростков высоких показателей по шкале невротизма.

    Страхи при неврозах у детей
    Клинические и личностные особенности у родителей боящихся и не боящихся детей

    К невротическим можно отнести и страхи, вырастающие из аффективно заостренных проблем личностного развития и являющиеся одними из ведущих мотиваций внутреннего или психологического конфликта при тех или иных нозологических формах невроза.

    Страхи, вырастающие из аффективно заостренных проблем личностного развития
    Страх не соответствовать общепринятым нормам, ожиданиям со стороны значимых лиц
    Страх быть болезненно измененным, не способным владеть собой и контролировать чувства

    Записи по теме