Домой Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Особенности воспитания, патогенез неврозов у детей и подростков

Особенности воспитания, патогенез неврозов у детей и подростков

    Под воспитанием подразумевается не только целенаправленное воздействие родителей, в том числе обучение знаниям и навыкам поведения, но и непосредственный характер отношения (обращения) с детьми. Преобладающим типом воспитания при неврозах будут гиперопека и ограничивающий контроль. Обоим родителям свойственны завышенные, не соответствующие реальным возможностям детей требования, наряду с их непоследовательностью и противоречивостью. У детей, заболевающих неврозами, неудовлетворенными часто оказываются потребности в индивидуально-адекватной заботе и любви, самораскрытии, выявлении своего «я», эмоциональном и двигательном самовыражении. Сквозной линией в отношении к детям будет их неприятие как отсутствие положительных чувств и любви со стороны одного или обоих родителей.

    Существует риск повышения нервности у единственных детей ввиду ее непроизвольной передачи со стороны взрослых в семье. Небезразличным для воспитания было и снижение рождаемости в последние десятилетия. Выделяется понятие «невроз материнства», когда материнская забота затемняет рассудок; в страхе мать не имеет покоя ни днем, ни ночью. Она не решается искупать ребенка, боится простудить или недокормить, считает своего совершенно здорового ребенка больным и без конца обращается к врачам.

    Конфликты родителей по поводу воспитания, психологический отказ матери от ребенка, неровное поведение родителей высоко коррелируют с нарушениями поведения детей. Если ребенок чувствует любовь и поддержку, его развитие происходит в атмосфере безопасности и уверенности в себе. Если родители, имеющие собственные невротические потребности, колеблясь между полным одобрением, идеализацией ребенка и неодобрением, чрезмерными требованиями и ожиданиями, создают в семье климат тревоги, то правильное развитие ребенка становится невозможным. Патогенная роль «маятникообразного» воспитания, когда запреты сменяются разрешениями и наоборот, в происхождении неврозов у детей также выделена.

    Преобладающий тип воспитания при неврозах
    Психологические типы или образы матерей детей с неврозами

    Родители много учат, наставляют, советуют, объясняют, проверяют, но забывают поиграть с детьми, сходить с ними на концерт, в гости, дать им возможность побыть собой и эмоционально отреагировать свои чувства и желания. Следствием рационального характера воспитания будет недостаток воображения и гибкости у детей. В отличие от сверстников они нередко затрудняются в выборе свободной темы для разговора, не знают, как себя вести в новой непредвиденной ситуации общения, боятся выразить свои чувства и сделать что-либо не так, как нужно, как следует, как внушено родителями.

    Преобладание рационального аспекта в воспитании

    Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтернатив, заданность, некоторую косность суждений, их трафаретный, не учитывающий обстоятельств характер. Во многом это — проявление гиперсоциальных, доминантных и паранойяльных черт личности родителей. Когда ребенок, подрастая, начинает критически воспринимать безоговорочное для него ранее мнение родителей, то большинство родителей, понимая и уважая его право на свое мнение, перестраивают свои взаимоотношения, делая их более гибкими и направленными на развитие собственных возможностей ребенка. Родители детей с неврозами не могут перестроить свою тактику, продолжая усиливать давление на детей, пытаясь во что бы то ни стало подчинить своей воле, готовым решениям. Возникающий конфликт с детьми и нарастание репрессий к ним приводят к тому, что вся созидательная сила обеих сторон уходит на борьбу — противостояние.

    Учет реальных психофизиологических возможностей детей
    Неблагоприятные личностные изменения у родителей
    Гиперсоциальность, тревожность и аффективность в отношениях с детьми
    Базисные характеристики воспитания

    Одна из главных проблем в изучаемых семьях, как уже отмечалось, состоит в том, что родители не успевают полюбить ребенка, когда он еще так нуждается в этом, особенно в возрасте от 2 до 5 лет. Пока созревает родительское чувство, пока ребенок начинает приниматься таким, каков он есть, а не таким, каким он представляется родителям, пока идет война с упрямством и существует конфликтное противостояние в семье, происходит безвозвратная потеря времени для развития у детей ответного чувства любви, эмоциональной отзывчивости и сострадания. Этим объясняется «приставучесть» детей с неврозами, когда они повышенно требовательны к вниманию окружающих, фактически добиваясь получения столь необходимых для них чувств любви и признания.

    Контроль за детьми является необходимым инструментом социализации и одним из условий формирования самосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение родителей к дисциплине и конкретное выражение ее в виде санкций (стимуляция, в том числе подгонка, ограничения, порицания, угрозы и физические наказания). Далеко не всегда установка на тот или иной тип дисциплины в семье реализуется на практике, что отражено во фразе матери: «Я всю жизни приучала его к режиму, а он стремился его нарушать». Нереализация установок родителей происходит вследствие их тревожной мнительности и невротического состояния, непоследовательности и конфликтов в семье.

    Родительское чувство и контроль
    Выраженность контрастных типов заботы и контроля у обоих родителей при различных неврозах у детей
    Угрозы и физические наказания
    Интенсивность воспитательных мероприятий

    Изучение оценок детей в зависимости от свойств характера и личности родителей показывает, что чем более выражены у них неблагоприятные черты личности, тем чаще они находят их у детей, в первую очередь у мальчиков, что является одной из причин более частого возникновения у них невротических расстройств. Именно мальчикам приписывается многое из того, что есть фактически у самих родителей: боязливость и неустойчивость, возбудимость и конфликтность. Определенное значение в этом имеет и конституциональный, общий у родителей и детей тип нервнопсихического реагирования. Наш успешный опыт психотерапии показывает, что дети с неврозами не настолько трудны и проблемны в поведении, какими их привыкли видеть характерологически отягощенные и невротически расстроенные родители.

    Оценки родителями детей с различными клиническими формами невроза
    Взаимосвязь между характеристиками личности родителей и оценкой характера и поведения детей

    По данным специальной литературы, у детей с реактивными состояниями и неврозами свыше 60% неполных семей. Значительное число неполных семей обнаружено в детстве у взрослых с невротическим развитием истерического круга на фоне предшествующих депрессивных реакций. У подростков из неполных семей также часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения.

    Неполная семья
    Клинические и личностные характеристики детей из неполных и полных семей

    Только гармоничная в смысле родительского единства и воспитания семья способна предоставить детям необходимые условия для всестороннего и нормального формирования их личности.

    Патогенез неврозов представляет историю образования патофизиологического механизма и клинической картины болезни. Рассмотрим патогенез в динамике действия таких факторов, как:

    — конституция и нервно-соматическая ослабленность организма;
    — преморбидные особенности и возраст;
    — неблагоприятная жизненная ситуация;
    — психическая травма и внутренний конфликт;
    — нервно-психическое напряжение;
    — патофизиология;
    — изменение личности.

    При рассмотрении патогенеза находят обобщение как ранее полученные, так и новые данные.

    Конституциональный фактор
    Нервно-соматическая ослабленность
    Преморбидные особенности детей
    Возрастной фактор в патогенезе неврозов

    В результате неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств и большого количества аффективно заряженных переживаний происходит реактивное заострение эмоциональной чувствительности в виде сензитивности. Она рассматривается как сочетание эмоциональной неустойчивости, беспокойства, ранимости и уязвимости «я». Эти дети часто волнуются, обижаются и плачут. Заметна плохая переносимость любых огорчений, ожидания, склонность к понижению настроения и печали. Они испытывают повышенную потребность в безопасности, любви и сочувствии, но не могут ее реализовать из-за отношения родителей и сложившихся обстоятельств. Состояние длительной эмоциональной неудовлетворенности и психической напряженности в целом указывает, таким образом, на наличие хронической психотравмирующей жизненной ситуации.

    Отрицательное действие средовых факторов на формирование характера и личности детей

    Психическая травма как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-то индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более или менее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательным эмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования. Психическая травма не всегда «видима», то есть проявляется в поведении, особенно у детей с импрессивным, внутренним характером переработки эмоций.

    Психическая травма
    Внутренний конфликт
    Динамика внутреннего конфликта в развернутом виде
    Нервно-психическое напряжение
    Почему психическое напряжение при неврозах не уменьшается, а увеличивается, достигая критического уровня

    Доказан функциональный характер нейродинамических нарушений при неврозах в результате перенапряжения процессов возбуждения и торможения, их подвижности и сшибки. Выявлены патофизиологические механизмы функционального ослабления коры, развития гипнотических (фазовых) состояний, изолированных «больных пунктов», очагов патологически инертного возбуждения с индукционным торможением вокруг, а также нарушенных соотношений между корой и подкоркой.

    Патофизиология неврозов
    Характерная для неврозов динамика становления темперамента
    Нарушение билатеральной регуляции

    При рассмотрении динамики межполушарной асимметрии при неврозах в целом необходимо учесть исходную активность полушарий при различных клинических формах неврозов, если только речь не идет о первых годах жизни. При обсессивном неврозе и отчасти неврастении левое полушарие относительно более активно, чем при неврозе страха и особенно истерическом неврозе, при которых в большей степени проявляется функциональная активность правого полушария. Во всех случаях главным аспектом проблемы межполушарной асимметрии при неврозах будет то, что слишком рано тормозится активность правого и возбуждается активность левого полушария или же существует односторонняя подмена правополушарной активности левополушарной функциональной активностью.

    Анализ преморбидных особенностей у детей с неврозами
    Преобладание левой руки
    Развитие фазовых состояний при неврозах
    Появление развернутой клинической картины невротического заболевания

    Детям с неврозами не только трудно быть собой, но и устанавливать ровные, непосредственные отношения, когда они становятся или излишне зависимыми, подчиняемыми, внушаемыми, или пытаются играть ведущие роли, что вступает в противоречие с их уже во многом измененными возможностями и способностями. Трудным является начало любой, особенно ответственной деятельности, устойчивость и последовательность в ее реализации, как и усидчивость, терпеливость, внимательность. Большое количество компенсаторно или реактивно обусловленных желаний вступает в противоречие с все более ухудшающейся приспособляемостью к требованиям жизни, ее трудностям и проблемам, что создает феномен невротического идеализма.

    В свою очередь, трудность адаптации, неумение дружить, эгоцентрическая фиксация на переживаниях формируют феномен невротического «ухода в себя» или индивидуализма. Все это позволяет говорить об увеличивающемся разрыве между высокими идеалами, жизненными целями и неспособностью претворить их в жизнь, как и защитить себя, отстоять свое мнение, особенно при наличии какой-либо угрозы извне. Отражением невротических изменений личности будет постоянное чувство неудовлетворенности и недовольства собой, своего рода кризис самосознания, трансформирующийся в подростковом возрасте в ощущение своей никчемности и потери смысла жизни, краха ее ценностей.

    Резюме

    Проблема неврозов в методологическом аспекте
    Несоответствие отношения родителей психофизиологическим возможностям ребенка
    Здоровье человека закладывается в детстве
    Шкала невротизации

    Записи по теме