Домой Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Цели и средства педагогического воспитания

Цели и средства педагогического воспитания

    Нам не разобраться в проблемах воспитания, пока мы не воспользуемся системой понятий, выработанных психологией. Это и понятие личности, и понятие мотивации, представление о ведущей деятельности и некоторые другие психологические категории. Психология соотносится с педагогикой, как анатомия и физиология — с медициной. Трудно представить себе врача, не знакомого с анатомией, зато педагог, некомпетентный в сфере психологии — явление, в общем, обычное, к сожалению.

    Известен случай, когда подросток летом на реке с риском для себя спас незнакомую ему девочку и, дождавшись «скорой помощи», незаметно исчез. В ближайшую зиму этот же подросток был осужден вместе с другими членами неформальной группы за участие в истязаниях незнакомого ему ровесника. Поведение его резко противоречиво. Таков же и его внутренний мир: он то хуже, то лучше самого себя. Так, коллективизм в недружном классе неуместен, бескорыстие высмеивается. Подросток очень зависим от общественного мнения референтной группы: он и смел и труслив, и самоотвержен и эгоистичен, и добр и жесток — в зависимости от группового влияния и социальных обстоятельств.

    Человек как личность есть не столько то, что он умеет и чему он обучен, сколько то, как он относится к миру, к людям, к себе, что он хочет, во имя каких целей действует. Уже поэтому к задаче содействия формированию личности нельзя подходить, как к задаче обучения (то, чем всегда грешила официальная педагогика). Нужен иной путь.

    Для того, чтобы суммарно охарактеризовать личностно-смысловой уровень личности, обратимся к концепции направленности личности. Словарь «Психология» дает этому понятию следующее определение: «Личность характеризуется направленностью — устойчиво доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека: глубинными смысловыми структурами, обуславливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп, степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции. Развитая личность обладает развитым самосознанием».

    — основа личности, ее личностно-смысловое содержание относительно устойчиво и реально определяет сознание и поведение человека;
    — основной канал воздействия на это содержание, т.е. собственно воспитание — это прежде всего участие личности в совместной деятельности группы, тогда как словесные формы воздействия в принципе неэффективны;
    — одним из свойств развитой личности является понимание своего личностно-смыслового содержания, по крайней мере в основных его чертах. Неразвитая личность или не знает собственного «Я» или не задумывается над этим.

    О целях и средствах воспитания
    Попытки жестко регламентировать цели воспитания
    Характеристики личности

    Термин «воспитание» касается, прежде всего, формирования личностно-смыслового содержания, связанного со становлением жизненных целей, ценностных ориентаций, симпатий и антипатий. Тем самым, «воспитание» заведомо отличается от «обучения», которое основывается на воздействии в области индивидуально-исполнительского содержания личности.

    Формирование личностно-смыслового содержания и ценностных ориентаций
    Концепции личностной направленности

    Задача воспитания детей ли, подростков ли, юношей — всегда включает в себя задачу организации специальной, созданной для этой цели деятельности, которую мы назвали педагогически организованной деятельностью. Путь к осознанию смысла деятельности в целом лежит, как правило, для подростка и юноши в практике его участия в основных звеньях деятельности: в планировании, в организации действий и участии в них, в обсуждении результатов. Таков основной, «восходящий» путь овладения смыслом деятельности. Для зрелой личности возможен и другой, «нисходящий» путь: от осознания смысла к реализации действий и операций. Таким путем идут обычно люди, осознающие смысл своей жизни и задачи своего выбора.

    Деятельность и деятельностное опосредование
    Путь рождения деятельности
    Ведущая деятельность и ее практическое воплощение
    Смысловая характеристика типов ведущей деятельности

    В целом реальное воплощение теоретической модели ведущей деятельности можно определить как некоторую систему деятельностей, объединенную общим смыслом, соответствующим определенному ведущему на данном этапе отношению воспитанников к действительности.

    Основной целью взрослых, организующих такую систему деятельностей, является обучение и воспитание детей, подростков и юношества, вовлеченных в нее. Такую деятельность можно было бы назвать «воспитывающей», если бы она не охватывала собой и обучение, составляющее, по нашему убеждению, часть широко понимаемого воспитания. К тому же, «воспитывает» и деятельность, специально к тому не предназначенная.

    Воплощение теоретической модели ведущей деятельности
    Соответствие мотивов отношений и требований возможностям их реализации

    Большие города, обезличивание в них индивида, массовые миграции населения создают фон широты и неопределенности возможностей отдельной личности в своем развитии. При этом конкретные социальные условия могут создать очень жесткие рамки для становления личностных качеств на том или другом возрастном этапе развития личности. Возникает реальность отклоняющегося развития по асоциальному или даже антисоциальному вариантам. Нарушенное развитие ведущей деятельности в одном ее звене как бы программирует возможность искажения дальнейшего хода становления личности.

    Социальные условия и становление личностных качеств

    На первом году жизни, отмечают психологи, ребенок нуждается не в принципиальности матери и не в собственной самостоятельности, а в постоянном, неизменном, безусловном проявлении материнского тепла, любви и ласки.

    Непосредственно-эмоциональное общение с матерью
    Ребенок на первом году жизни
    Развитие ребенка в младенческом возрасте

    Начало предметно-манипулятивной деятельности в виде отдельных действий и операций относится еще к третьему-четвертому месяцу жизни, но сам переход к этой деятельности происходит резко в конце первого года жизни. Развитие этой деятельности свидетельствует о возникновении под прямым влиянием взрослого нового типа отношения ребенка к миру — объектного отношения. Взрослый не только мотивирует активность, направленную на предмет, но и придает ей форму овладения конкретными способами действия с предметами. Содержание этого этапа ведущей деятельности — это путь от освоения физических свойств предметов до овладения орудийными действиями и операциями с предметами, необходимыми для перехода к игре.

    Для того, чтобы ребенок мог спокойно заниматься «своим делом», необходимо, чтобы мать была рядом. Это условие позволяет ребенку при столкновении с новым и неизвестным испытывать не тревогу и страх, а интерес и любопытство, и в конечном счете способствует активности и «базовому доверию к миру».

    Предметно-манипулятивная деятельность ребенка

    К трем годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое «я», осознавая свою «самость», ставя себя в позицию субъекта. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив (но еще не осознав) свое «я», начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми — взрослыми и сверстниками.

    Новая социальная позиция ребенка

    Как и многие другие виды деятельности, игра впервые появляется в обиходе ребенка еще задолго до того, как займет главное место в его отношении к миру — ведущее место. Смысл развитой игры — это эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и в смыслах их деятельности. Игра, в сущности, является школой морали и недаром в народной педагогике существует наблюдение: «как ребенок играет — так он и жить будет».

    Игра — школа морали
    Требования к взрослому, способному участвовать в детской игре и руководить ею
    Учеба или познание — от абстрактного к конкретному

    Доверие к себе — пока неумелому, но способному научиться, суметь — вот с чем приходит ребенок в школу, если он попал в класс не в своей индивидуальной оболочке, а в группе ровесников, уже умеющих сливать свои усилия для общего дела. Если такая группа не построена перед школой, то первая забота взрослого — ее создать, ибо доверие ребенка у себе, нерефлективная связь с самим собой — не идеальным, но могущем приблизиться к идеалу есть первая и главная сторона так называемой школьной готовности.

    Потребность выйти за рамки детского образа жизни
    Противоречие отношений ребенок — взрослый
    Подростковый возраст — деятельность общения
    Живой мир подвижной игры
    Подростковая и юношеская преступность, криминальное поведение

    Родители младшего подростка нередко оказываются в тупике, когда вдруг обнаруживают, что ни они, ни учитель не являются верховным авторитетом для ребенка, еще недавно вполне послушного. Высшим авторитетом для него стали одноклассники или хотя бы некоторые из них, вошедшие в «референтную группу» особо значимых для него людей.

    Психологическая неоднородность подросткового возраста

    Старшего подростка отличает прежде всего выравнивание физиологического фона организма с точки зрения соответствия кровоснабжения энергетическим затратам. Следствием этого становится перемена стиля поведения: на первое место выдвигается потребность в энергетической разрядке. Не менее важна обострившаяся в этом возрасте потребность в независимости, проявленная простейшим путем — через готовность к оппозиции любому начальству и стремление «низвергать авторитеты, противоречить взрослым, настаивать на своей правоте даже вопреки всякой очевидности.

    Глубокая противоречивость подросткового возраста проявляется в его старший период в том, что при всей видимой задиристости, даже агрессии, гипертрофии чувства собственного достоинства, ребенок испытывает сильнейшую потребность в доброте близких и эмоциональном комфорте.

    Старший подросток — перемена стиля поведения

    На протяжении четырех-пяти подростковых лет идет эволюция от преобладания потребности в эмоциональном контакте (у младших ребят) до становления собственных принципов поведения, основанных на складывающемся мировоззрении. Этот процесс идет неровно, с существенными отклонениями от средних темпов, зависящими, с одной стороны, от индивидуальных особенностей самоопределения, с другой — от социальной ситуации развития ребенка, от его положения в семье и в среде сверстников.

    Различные стадии подросткового периода онтогенеза

    До тех пор, пока деятельность подростков в огромном большинстве вариантов остается стихийной, а на деле все больше подпадает под влияние криминальных взрослых, говорить всерьез о государственном воспитании молодого поколения нельзя. Об общественном — можно, но со знаком минус, так как влияние криминальных структур — это тоже влияние «общественное». Психологически к рубежу старшего подросткового и юношеского возраста молодой человек вплотную подходит к сформированной потребности осознания смысла жизни, — основы его мировоззрения. Не достигшие этого осознания остаются по-детски эгоцентричными, инфантильными, непостоянными в своих привязанностях и обреченными на вечные конфликты, поскольку лишены психологического механизма, обеспечивающего сознательный выбор поведения.

    Нет постов для отображения

    Записи по теме