Домой Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Управление и педагогическое руководство, семейное воспитание

Управление и педагогическое руководство, семейное воспитание

    Период развития личности, следующий за подростковым — от 15 до 17 лет — настолько тесно примыкает к предыдущему, что это вызывает неоднозначное толкование его смысла у психологов.

    Изучение особенностей наличного «я» и желаемого «я» показывает, что если в 14 лет (первое полугодие) и наличное и желаемое «я» относятся к деятельности по усвоению норм взаимоотношений, то уже в 15 лет (первое полугодие) и желаемое и наличное «я» четко переориентированы на предметно-практическую деятельность. От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремление к самореализации, что обостряет потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы, определенные гражданские позиции.

    Период ранней юности можно отнести к социальной позиции «я в обществе», промежуточному рубежу развития, когда реализуется потребность самореализации. По завершении этого рубежа, к 17 годам личность преодолевает узловой поворотный рубеж развития, обозначающий формирование социальной позиции определения своего места в обществе, реального выделения своего «я» в системе отношений с другими людьми. Хотя возраст ранней юности тесно связанным с подростковым, но определяет его совершенно иное психологическое значение.

    Самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (16-17 лет) в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью так или иначе решить проблему своего будущего. От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта: тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

    Существенной особенностью ранней юности, опять-таки берущей начало в старшем подростковом возрасте, является формирование и развитие потребности осознания смысла жизни. Основной критерий смысла жизни — это ее целеустремленность, причем нередко случается так, что именно возможность лишиться цели выявляет ее ценность. Отсутствие цели жизни порождает невроз, в основе которого лежит фрустрация этой потребности — так называемый экзистенциальный невроз, составляющий одну шестую — одну пятую всех встречающихся неврозов.

    Период развития личности, следующий за подростковым

    Каждая эпоха, каждая социальная общность выдвигают свои системы жизненных целей и ценностей: это и наука, и добыча денег и богатство, служение искусству, религии, семье, государству, близким — все находит свое время и место. Вполне возможно и вполне логично, когда на разных жизненных этапах цели бытия не только конкретизируются, но и сменяют одна другую, вписываясь, однако, при этом в более обширный смысловой контекст направленности личности.

    Система жизненных целей и ценностей
    Три фазы развития потребности смысла жизни

    Все, что делает на земле человек, есть деятельность. Ни днем, ни ночью он не может «выпасть» из «поля деятельности»: всегда сохраняет с ней, с ее смыслом, ее содержанием, ее предметами прямую и обратную связь. Именно смысловое содержание определяет специфику ведущей деятельности:дошкольник играет ради переживаний, сопровождающих игровую деятельность, но уже младший школьник выделяет новый смысл игры — познание мира, а в подростковом возрасте игра получает еще один смысл — самоутверждение в референтной группе. На основании этих смысловых систем, определяющих возрастное ведущее отношение к миру, возникают «многочисленные и сложные связи, принципы, соотнесения, противоречия, которые завязываются, возникают вокруг этих предметов (деятельности), составляя как бы «кристаллическую решетку», внутреннюю психологическую структуру смыслового образования.

    Деятельность сквозь призму отношения личности к действительности

    Очевидно, что у подростков мотивы включения в совместную деятельность группы предельно разнообразны. У них общее лишь желание сориентироваться, интерес к происходящему и стремление найти свое место в новой обстановке.

    Мотивы включения в совместную деятельность группы у подростков
    Группа на пути к коллективу
    Классификация групп по типу доминирующего отношения к педагогически организованной деятельности
    Развитие самоуправления и усложнение деятельности, превращение ее в разноплановую

    Нельзя допустить, чтобы организованность и сплоченность проявились лишь в деятельности, самоценной в пределах группы, значимой лишь для ее членов (дни рождения, групповые праздники). Нельзя допустить ужесточения взаимных оценок внутри группы, особенно при педагогах, принесения в жертву интересов отдельной личности интересам группы, замыкания «на себя» отдельных группировок в оппозиции к другим членам объединения.

    Меняется роль воспитателя: на смену воспитателю-организатору с правами не только рядового члена группы, но еще и «старшего товарища» приходит воспитатель-хранитель коллективных традиций, воспитатель-«совесть группы» и руководитель, осуществляющий скорее стратегическое, чем тактическое руководство. Показателем достижения ядром группы высокого уровня развития деятельности становится способность ядра эффективно решать сложные трудовые, организационные и педагогические задачи при поддержке и помощи всей группы и при минимальной помощи со стороны взрослых руководителей; умение органов самоуправления в основном самостоятельно преодолевать трудности и проблемы, возникающие в ходе деятельности, справляться с неудачами в достижении поставленных целей; поддерживать равное и оптимистическое настроение товарищей.

    Организованность и сплоченность
    Системы педагогически организованной деятельности

    Управление не есть замена руководству. Управляя людьми, вы не сможете сделать их ни ответственными, ни компетентными, но не исключено, что вы добьетесь этого, если будете ими руководить. Людьми можно руководить только в том случае, если они хотят, чтобы ими руководили. Если они не хотят этого, их можно только принуждать. Руководство намного экономичнее и действеннее, чем принуждение.

    Проблемы управления и педагогического руководства
    Сознательная дисциплина и реальная деятельность коллектива

    Фактор, который больше влияет на психологическое самочувствие учеников, связан с господством в школе принципа определенности: на каждый вопрос существует либо верный, либо неверный ответ. Критерием правильности ответов учащихся обычно выступает позиция учителя, которая, как правило, непререкаема и не подлежит сомнению. В скрытой конфронтации учителя и учеников верх одерживает педагог, поскольку ему всегда известны ответы на его же собственные вопросы.

    Восприятие педагога подростком
    Включенность педагога и отдельных участников в совместную деятельность

    Одной из самых острых проблем педагогического руководства общей деятельностью была и остается проблема наказания. В сколько-нибудь серьезно поставленной педагогически организованной деятельности обойтись без наказаний практически невозможно. Вопрос в том, какими эти наказания должны быть. Наказание имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает, что все дело в том, что группа защищает общие интересы и понимает, что и почему группа от него требует.

    Проблема наказания

    Педагогическое управление отличается от производственного тем, что оно прежде всего решает задачу преобразования личности воспитанников и уже во вторую очередь — задачу достижения «предметных» целей деятельности. Иными словами, не кубометры, не килограммы и квадратные метры служат первоочередной задачей работы, а то, как выработка этих кубометров и килограммов скажется на сознании и подсознании ребят, участников деятельности.

    Социально-психологические причины господства авторитаризма в российской школе те же, что и для всего российского общества. Многовековое господство абсолютизма феодального типа сформировало и политические навыки населения, и стереотипы поведения в системах управления, и социальные ценности и установки. Перескочить через наследие абсолютизма сразу даже к эффективной демократии буржуазного типа невозможно. Свобода с точки зрения сложившегося в условиях абсолютизма сознания — это отказ от дисциплины, от чувства ответственности, от уважения другого человека, его мнения, сознательное принятие рамок поведения, моральных ценностей, понимания своей ответственности перед обществом, без чего невозможна ни буржуазная, ни социалистическая демократия, в России в толще народа не то, чтобы вовсе отсутствовали, но и развиты тоже не были.

    Задача преобразования личности воспитанников

    Семья играет огромную роль в формировании личности растущего в ней ребенка, причем нередко это происходит независимо от воли и даже сознания родителей, которые, в сущности, уже своим поведением способны программировать поведение ребенка на годы вперед.

    Роль семьи в формировании личности растущего в ней ребенка

    Поняв свою родительскую задачу, отцам и матерям легче вести себя педагогически целенаправленно. Правда, для этого нужно еще и «чувствовать» ребенка, не втискивать его в удобную для взрослых схему, беречь дружеские и доверительные отношения с ним и не срываться от нехватки своего, взрослого терпения из-за того, что ребенок не такой, как нам хочется.

    Каким Вы хотите видеть своего ребенка
    Система выявления типичных родительских ошибок семейного воспитания
    Предпочтение в подростке детских качеств
    Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств
    Воспитательная неуверенность родителей

    Позитивная программа воспитания может быть основана только на представлении об особенностях ведущего отношения ребенка к миру на каждом из возрастных этапов его развития, на содержании и, главное, смысле деятельности, которая ему необходима на этих этапах, и, что особенно важно, на отношениях, связывающих старшее и младшее поколения на важнейших отрезках жизненного пути ребенка. Родители окажутся мудрыми, если, во-первых, их поведение в быту не будет противоречить тем ценностям, которые им хочется передать своим детям, во-вторых, если они не пожалеют сил и времени для полуигрового включения ребенка в повседневные семейные заботы и, в-третьих, если они, опять-таки, не пожалеют сил и времени для участия в ролевых играх своих малышей.

    Позитивная программа воспитания
    Приближение школьных лет

    Взрослые — родители, учителя по-прежнему еще много значат для младшего подростка, но некоторое отдаление уже наметилось, определились требования к взрослым, среди которых основное: требование уважения, отношений по взрослому варианту трансакций. Если родители ко всему этому не готовы, появляется целый ряд поводов к конфликтам. Готовность родителей предполагает их способность к пониманию и принятию правоты новой позиции ребенка, умение свести к минимуму конфликты из-за «нестыковки интересов» и умение придти подростку на помощь, когда это необходимо.

    Принципы дисциплинирования ребенка без риска потерять контакт с ним и испортить отношения

    Внимание семьи к развитию широких и разносторонних интересов ребенка (не позднее вспышки познавательных потребностей в младшем школьном возрасте) — это одно из самых надежных средств формирования нормально развивающейся полноценной личности. Практически это означает, что ребенку с ранних лет надо рассказывать, читать и показывать как можно более интересного из самых разных областей знания.

    Помочь подростку избежать опасного поведения
    Старший подростковый возраст со всеми его особенностями

    Родителям старших подростков можно посоветовать взрослый уровень отношений друг к другу на основе взаимного уважения и доверия в разумных принципиальных пределах (поскольку ответственность за проблемы подростка лежит все-таки на родителях). При всей сложности «подростковой эпохи» в жизни семьи, она все-таки дело преходящее, и из нее семья может выйти, сохранив со своими детьми дружеские отношения понимания и доверия, а может изломать на крутых поворотах все, что их связывало и впоследствии только терпеть друг друга.

    Способы переключения негативных чувств детей на социально приемлемые действия

    В самом общем плане «родительское счастье» рисуется нам как возможность увидеть в своих детях людей, близких по системе ценностных ориентаций, по направленности личности, т.е. в основной системе нравственных координат. Говорят, что каждое поколение больше похоже на свое время, чем на своих родителей. Может быть, это и так, если судить в пределах моральных понятий. Но нравственные критерии — понятие более глубокое и всеобъемлющее, поскольку охватывают не государство, не данное общество, но все человечество. Через них каждый человек соотносится со всеми людьми на земле и определяет свое поведение в единой для всех системе координат.

    Записи по теме