Домой Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Психологическая сущность отклоняющегося поведения

Психологическая сущность отклоняющегося поведения

    Практически во всех случаях биография будущего преступника начинается в семье. Практически всегда на следующем возрастном этапе основная вина ложится на учебное заведение — на школу, училище. После того, как и семья и школа «сделали свое дело», на новом витке формирование личности правонарушителя завершается в уличной среде, под влиянием неформальной подростково-юношеской группы. Но прежде чем анализировать эти этапы становления антисоциальной направленности личности, постараемся определиться, что же мы имеем в виду под «отклоняющимся поведением».

    В реальной педагогической практике мы будем считать отклоняющимся поведением всякое поведение, связанное с нарушением не только буквы закона, но и важнейших социальных норм, будь то хулиганство, участие в предкриминальных или криминогенных группах, проституция несовершеннолетних, бродяжничество, пьянство и наркомания, организация насилия над другими личностями, преследование по национальному признаку, исповедование фашистской идеологии, религиозный фанатизм, приносящий ущерб не только себе, но и окружающим.Наиболее мощный пласт понимаемого таким образом «отклоняющегося поведения» складывается под прямым и косвенным воздействием профессиональной преступности, «блатного мира».

    Говоря о неблагополучных семьях, нужно остановиться на двух полюсах отношений к собственным детям — полюсе претензии на абсолютную родительскую власть и полюсе попустительства. Изучение семейных отношений, формирующих личность трудного подростка и, в частности, сферу его интересов, позволило нам сделать такие выводы. Характер преобладающих нарушений семейного воспитания наводит на мысль, что среди семей, чьи дети оказались в числе подростков, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, велика доля родителей, искренне желающих заниматься воспитанием, но не умеющих это делать в связи с недостатком культуры воспитания.

    Преобладающий и многое определяющий недостаток в сфере семейного воспитания детей, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних — это отношение, складывающееся на основе доминирующей или потакающей гиперпротекции. Ему свойственна непоследовательность в воспитании, невнимание к нравственным задачам, неуместная жесткость требований, или наоборот, неуместное попустительство, ориентация на детские качества характера воспитанника и неумение способствовать его взрослению.

    Почему подросток переступает грань закона и норм человеческого поведения
    Неблагополучные семьи

    Попытка родителей господствовать исходит из понимания собственнической любви. Эта любовь калечит ребенка в любом случае: и в случае покорного подчинения и в случае протеста. Отсюда берет начало и родительская агрессивность, стремление непременно настоять на своем, употребить власть в отношениях с детьми. Мы бы рискнули свести эту проблему к очень жесткой формуле: на одном полюсе «шкалы господства» родители становятся психологическими хищниками, а дети — жертвами; на другом полюсе роли меняются, и в роли хищников выступает младшее поколение, жертвами становятся родители. В средней части этой «шкалы» — не дружба и не сотрудничество. В средней части этой «шкалы» — взаимное равнодушие.

    Попытка родителей господствовать

    Неучастие родителей в организации ведущей деятельности ребенка-дошкольника, дополняемое их деструктивным по отношению к ребенку поведением есть их самый весомый вклад в отклоняющееся поведение развивающейся личности. Этим они как бы подставляют ребенка под любое разрушающее влияние внешней социальной среды.

    Этапы биографии трудновоспитуемого

    Во многих, весьма вероятно, что в большинстве, общеобразовательных школ жестко авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и учащихся приводит к отбору на послушание. Наиболее непокорные отсеиваются в «трудновоспитуемые» и уходят искать пути самореализации в уличные группировки. Там они и проходят курс «воспитания чести и достоинства» — на свой лад.

    Воспитание чести и достоинства

    В отношении общеобразовательной школы, по-видимому, нам приходится признать, что педагогически организованная деятельность там в большинстве случаев построена архаично, с акцентом лишь на одном, учебном ее виде, без учета психологических особенностей возраста и руководима, как правило, авторитарно. Поэтому она и неэффективна, точнее — эффективность ее ограничена, в лучшем случае, индивидуально-исполнительским уровнем, т.е. овладением некоторыми знаниями, умениями, навыками. Это обстоятельство приводит к нежеланию некоторого числа детей участвовать в этой, не привлекающей их, деятельности, к конфликтам и закреплению негативных форм поведения.

    Неустойчивые криминальные группы
    Устойчивые криминальные группы

    Реформы последних двух десятилетий изменили немного, зато многое прояснили, поскольку рассеялся идеологический «туман», и отпала необходимость называть черное — белым. Реальность предстала во всей своей красе: и профессиональная несостоятельность, шкурничество и равнодушие очень многих должностных лиц к людям стали откровенны. Вместе с тем стала очевидной и необходимость действия для тех, кого побуждает не только экономическая необходимость, но и профессиональная честь. Людям, причастным педагогике, пора спросить себя: что я могу сделать, чтобы не умножилось еще на одного… десять… двадцать душ число малолеток в предкриминальных группах, которые, как известно, сегодня быстро становятся и шайками, и бандами.

    Рост подростковой преступности в наши дни
    Педагогическое воздействие, ориентированное на наказание
    Субкультура группы и поступки подростка
    Криминальная эволюция личности подростка

    Если говорить сколько-нибудь всерьез о психолого-педагогической задаче «перевоспитания», а точнее — воспитания «трудных» детей, в особенности наиболее массовой их категории, необходимо в первую очередь заботиться о создании условий для педагогически организованной их деятельности.

    Психолого-педагогическая задача воспитания трудных детей

    Что школе нормального типа может мыслиться как желательная возможность, без которой в конце концов можно обойтись, это же в школе для трудновоспитуемых должно рассматриваться как необходимое условие, без которого школа неминуемо рано или поздно развалится, например, самоуправление, трудовая дисциплина, клубные занятия, индивидуальный подход к воспитаннику, физическое воспитание и т.д. Качественная разница между методами и приемами школы нормального типа и школы для трудновоспитуемых невелика, различие заключается лишь в количественном отношении — в школе для трудновоспитуемых педагогический процесс должен вестись с максимальной интенсивностью.

    Необходимость педагогического требования

    Воспитание должно вобрать в себя реальную жизнь ребенка, а не быть чем-то внешним, навязанным по отношению к этой жизни. Дилемма, стоящая здесь, достаточно остра: либо воспитание, с опорой на реальные возрастные потребности, будет вести за собой развитие личности, либо это развитие пройдет своим стихийным ходом мимо организованного воспитания со всеми присущими стихии последствиями.

    Психологические механизмы педагогической практики
    Система психологических приемов, облегчающих взаимодействие в конфликтной ситуации

    Важнейшей задачей психокоррекционной работы с делинквентными подростками является формирование у них потребности в идентификации с социально ценными взрослыми авторитетами. Важнейшее место в этом процессе занимают взаимоотношения воспитанников с руководителем группы коллективного самоанализа, так как очень часто сам ведущий становится тем авторитетом, на который начинает ориентироваться подросток. Этому способствует сам стиль взаимоотношений, который складывается между членами группы и ведущим в процессе коллективного самоанализа. Таким образом, активные групповые методы оказываются как раз тем средством, которое оптимизирует взаимоотношения между подростком и взрослым, а это, в свою очередь, является одним из основных условий эффективности психокоррекционного процесса.

    Методика группового метода коррекции самосознания трудных подростков

    Важнейшей составляющей системы отношений личности является отношение подростка к родителям. По нашему мнению групповой анализ данной проблематики не только возможен, но и необходим, так как именно здесь нередко находится основной источник высокой личностной напряженности. Коррекция этой сферы во многом определяет успешность формирования позитивного отношения ко всему миру взрослых.

    Отношение подростка к родителям

    Надеемся, что все изложенное на страницах этого раздела сайта поможет людям, искренне заинтересованным в судьбах молодого поколения России, сориентироваться в психолого-педагогических проблемах формирования личности тех, кто через 10-20 лет примет на свои плечи судьбу страны. Мы уверены, что несмотря на все неожиданности и повороты, преподнесенные нам историей, принципиальной позицией гуманистически ориентированного педагога является задача воспитания личности, способной в любых, самых неблагоприятных условиях оставаться самой собой и сохранять человечность.

    Нет постов для отображения

    Записи по теме