Социальное происхождение и классовое положение

Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние
на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая
содержанием мировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного
личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых
факторов.

Любое психологическое исследование должно учитывать, в числе прочих обстоятельств, социальное происхождение юноши, род занятий и уровень образования
его родителей; особенности социально-экологической среды, в частности тип
населенного пункта (большой город, малый город, деревня); состав, структуру и материальное положение семьи; его собственное социальное положение и вид занятий (школьник, учащийся ПТУ, учащийся техникума, студент вуза, рабочий и т. д.). Отсюда — необходимость тесной кооперации психолога с социологом.

К социально-экономическим различиям добавляются национальные, этнокультурные особенности.

Американский этнограф Маргарет Мид, изучив взросление детей на островах Самоа, Адмиралтейства и позже — на Новой Гвинее, нашла, что переход к зрелости не сопровождался в этих обществах каким-либо кризисом или драмой В неспешном жизненном ритме «традиционного» общества подросток включался во взрослую жизнь
легко и постепенно. Самоанская девочка-подросток не знала таких жестких сексуальных табу, как ее американская ровесница. Не было в Океании и проблемы
индивидуального самоопределения (профессионального, социального или морального), которое должно быть осуществлено в относительно короткий промежуток времени. Поэтому переходный возраст здесь не знает внутренней напряженности, типичной для Западной Европы или США.

По мнению другого знаменитого этнографа Рут Бенедикт, тип перехода от детства
к взрослости зависит, в частности, от того, насколько велик разрыв в нормах и
требованиях, которые предъявляет данное общество к ребенку и к взрослому. Там,
где эти требования более или менее единообразны, развитие протекает плавно и
ребенок достигает статуса взрослого постепенно. В сложных обществах Запада нормы
поведения детей и взрослых различны и даже противоположны. Детский возраст
считается игровым, свободным от ответственности, от взрослого же ожидают высокой
степени индивидуальной ответственности.

От ребенка требуют послушания, от взрослого — инициативы и самостоятельности. Ребенка считают существом бесполым и всячески ограждают его от сексуальности; в жизни взрослых сексуальность играет важную роль. Контрастность детства и зрелости затрудняет подростку усвоение взрослых ролей, вызывая целый ряд внешних и внутренних конфликтов.

Этнокультурные различия существуют не только между народами, стоящими на
разных стадиях исторического развития. Сравнительное исследование 15-16-летних
американских и датских школьников, проведенное Дениз Кендел и Джеральдом
Лессером, показало, что американские подростки и их родители больше
ориентированы на личные достижения, тогда как датчане выше ценят добрые
отношения с окружающими. Дружеские отношения юных датчан более интимны, чем у американцев. Датские школьники придают больше значения своим учебным занятиям и вообще умственному развитию. В то же время они более независимы от своих родителей, чем юные американцы, и сама датская семья более демократична.

Существенное различие в структуре семьи, положении подростков и характере их
взаимоотношений со старшими имеется и между народами нашей многонациональной
страны.

К сожалению, влияние этих различий (как и социально-экономических условий) на психологию подростков и юношей до сих пор систематически не изучалось и не учитывается в практике воспитания.