Домой Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Психология юношеского возраста - теории и факты, возраст и индивидуальность

Психология юношеского возраста - теории и факты, возраст и индивидуальность

    Хотя психология юношеского возраста — один за старейших разделов возрастной психологии (сегодня ее более точно называют психологией развития), — общих теорий в ней гораздо больше, чем твердо установленных фактов.

    Отправной точкой теоретических размышлений психологов конца 19-го — первой четверти 20-го веков была романтическая концепция юности, общие контуры которой были сформулированы еще Ж.-Ж.Руссо. Хотя одни авторы развивали, а другие опровергали ее, они не сомневались в стадиальном характере развития человека и в том, что юность занимает в этом процессе особое, привилегированное место. Спор шел главным образом о том, какие именно факторы — биологические, социальные или биографические — определяют содержание и характер протекания юности и обязательно ли она является драматичной и кризисной.

    Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимозависимости физического и психического развития, что имеет важное значение для психофизиологии. Однако они недооценивали роль социальных факторов развития и переоценивали его единообразие. Акцент на органическом характере процесса развития часто сочетается с какими-то другими положениями. Антипод биогенетической теории — концепция персонологической (личностной) ориентации, согласно которой внутренний мир индивида принципиально несводим к каким бы то ни было природным или социальным детерминантам.

    Романтическая концепция юности и биогенетические теории
    Календарный возраст и основа содержательной возрастной периодизации

    Персонологическая ориентация в психологии юношеского возраста была полезным противовесом натуралистическим концепциям. Однако стремление вывести развитие личности из глубин ее собственной мотивации, недооценка социально-классовых различий и увлечение субъективными источниками резко ограничивали ее возможности.

    Разграничение биологического и культурного созревания подростка
    Социально-психологическая ориентация юношеской психики

    Развитие человека предполагает совместное действие врожденных и средовых компонентов. Представители общества — воспитатели, родители — связаны с ребенком собственными врожденными потребностями. Если ребенок нуждается в эмоциональном тепле, то родители испытывают потребность в том, чтобы опекать и нянчить младенца. Именно совпадение этих двух разнонаправленных потребностей обеспечивает искомый результат. В то же время каждое общество имеет специфические институты, в рамках и посредством которых осуществляется социализация детей. Поэтому, хотя общая последовательность и главные задачи основных фаз эпигенеза универсальны, инвариантны, типические способы разрешения этих задач варьируют от одного общества к другому.

    Общество подготавливает индивида к выполнению определенных социальных функций, определяя способы, посредством которых сам индивид разрешает встающие на его пути жизненные задачи.

    Совместное действие врожденных и средовых компонентов
    Фазы жизненного цикла

    Альтернативные теории юношеского возраста анализируют разные стороны развития — физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т.д. Но в известном смысле все они взаимодополнительны. Беда начинается лишь тогда, когда одна точка зрения провозглашается единственно правильной, исключающей все остальные. Именно это произошло в современной психологии. Превращенная в служанку педагогики, психология подменила изучение многогранной юношеской жизни апологетическим описанием процесса насильственной подгонки ребенка к требованиям бюрократической школьной системы.

    Альтернативные теории юношеского возраста

    Разрыв между теоретическими схемами и эмпирическими фактами особенно наглядно проявился в периодизации психического развития ребенка.

    Периодизация психического развития ребенка
    Конкретные исследования психологии развития и их результаты

    Многолетнее исследование дорого стоит; за это время неизбежно сменяется исследовательский персонал и руководство; если методы исследования не будут достаточно жестко стандартизированы, это сделает результаты несопоставимыми. Велики трудности материального и организационного порядка. Но исследовательская техника и критерии надежности меняются по мере развития психологии. Очень велик отсев испытуемых. Многолетнее исследование более интимно, чем еженедельная исповедь у священника; участвующий в нем человек заведомо идет на то, что психологи будут знать о нем больше, чем он сам о себе. Поэтому как раз в юношеском возрасте учащаются отказы.

    Готовность к длительному исследованию

    Тематика исследований, посвященных подростковой и юношеской психологии, сегодня очень широка. Она включает: течение и психологические последствия полового созревания; стабильность и изменение личностных черт; уровень социальной адаптации, психопатологии и девиантного поведения; влияние школы и юношеской субкультуры; формирование индивидуальности, образа «Я» и половой идентичности; выбор профессии; развитие личной автономии; средовые и семейные стрессовые ситуации и многое другое.

    Лонгитюды подросткового возраста и юности

    В зарубежной психологии возникло новое предметно-методологическое направление — психология развития человека в течение всей жизни. Исследования, объединенные этим названием, весьма разнообразны, но их роднят три принципиальных момента:

    — интерес к диалектике постоянства и изменения в процессе развития человека;
    — акцент на взаимосвязи этапов жизненного пути, которые не могут быть поняты отдельно друг от друга;
    — понимание того, что развитие человека зависит от социально-исторических условий, в которых оно протекает.

    Отождествление индивидуального развития человека с онтогенезом

    Понятие юности тесно связано с понятием переходного возраста, центральным биологическим процессом которого является половое созревание.

    Понятия юности и переходного возраста

    На вопрос о том, как влияет физическое развитие, включая конституциональные особенности организма и темп его созревания, на психические процессы и свойства личности, ответить нелегко, потому что влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которой эти свойства проявляются и оцениваются. Дело не в том, что генетические факторы не имеют самостоятельного значения. Вполне возможно и даже вероятно, что определенные гены несут в себе программы развертывания и физических свойств, и некоторых особенностей темперамента и умственных склонностей индивида. Но, имея дело с поведением и сложными психическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты.

    Как влияет физическое развитие на психические процессы и свойства личности
    Связь между внешностью подростка и его оценкой одноклассниками
    Раннее созревание как фактор развития подростка

    Изменения в возрастной структуре населения, возрастном разделении труда и содержании процесса социализации накладывают отпечаток на содержание нормативных критериев социальной зрелости и ее субъективного выражения — чувства взрослости. Социальное созревание следует рассматривать как многомерный процесс, имеющий не один, а несколько критериев. Важнейшие из них — завершение образования приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, материальная независимость от родителей, политическое и гражданское совершеннолетие, вступление в брак, рождение первого ребенка.

    Социальное развитие подростка столь же многогранно, разнообразно и многомерно, как и физическое. За количественными различиями стоят качественные сдвиги, которые невозможно выразить в более или менее однозначной формуле.

    Объективный критерий социальной зрелости

    В свете проведенных комплексных исследований существенно изменились научные представления о диалектике постоянства (стабильности, устойчивости, неизменности) и изменчивости (подвижности, текучести) личности и ее свойств. Долгое время этот вопрос рассматривался психологами абстрактно, на уровне общих понятий и определений. Но можно ли обсуждать проблему постоянства или изменчивости личности, не уточняя, что именно, какие свойства, черты, состояния или установки имеются в виду?

    Стабильность и устойчивость индивидуально-личностных свойств

    Генотипическая последовательность кажется надежной и определенной. Но здесь наука сталкивается с проблемой взаимодействия органических и социальных аспектов развития и с неразработанностью проблем генетики человека.

    Степень постоянства, сохранения индивидуальных свойств, психических реакций и поведения личности

    Варьирует не только степень постоянства и изменчивости от детства к юности и от юности к взрослости, но и самая форма протекания переходного возраста. Особенности протекания юношеского возраста, включая наличие или отсутствие эпохи «бури и натиска», зависят от очень многих социокультурных и исторических факторов. Но не менее важны индивидуально-типологические различия.

    Форма протекания переходного возраста у подростков

    Подростковый и юношеский возраст всегда трактуется как переходный, критический. Но что значит «критический период»?

    Критические или сензитивные периоды подросткового возраста
    Психологические сдвиги у подростков

    Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) — в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

    Ранняя юность — мир между детством и взрослостью

    Не только для учителя, но и для самой науки не существует среднестатистического подростка. Возрастные особенности всего лишь научная абстракция, за которой скрывается множество социальных историко-культурных, биологических и индивидуально-личностных вариантов и вариаций.

    Нет постов для отображения

    Записи по теме