Зеленые тона

Зеленые тона занимают промежуточное положение между теплыми и холодными цветами. Как пишут исследователи, зеленые цвета являются цветом природы и роста, что оказывает успокаивающее нейтральное настроение, создает впечатление мягкого, приятного и благотворного покоя. В самом деле, обыкновенно воздействие леса, лугов или садов создает спокойное, мягкое, ясное, умиротворенное настроение. По-видимому, здесь сказывается своеобразная дополнительность зеленого и красного цветов — цветов растительной и животной воспроизводимости. Так, Рене-Люсьен Руссо даже посвящает отдельную главу этой дополнительности, включая сюда дополнительные цвета хлорофилла и гемоглобина, которые являются взаимодополнительными не только по цвету, но и по жизненно важным функциям друг друга.

Зеленый цвет

Тысячелетиями человек рос, жил и отдыхал рядом с зеленью. И растительная жизнь связана с Воскресением. С весенним обновлением природы. Понятно, что зеленый цвет благоприятно действует на человека. И ассоциируется с юностью, с жизненной возможностью, с рождением и надеждой. Зеленый цвет как символ плодородия, как растение, пробивающее путь к свету сквозь толщу земли символизирует создание ситуаций, пробуждающих сознание, или (как наделяет психология личности преимущественно мужской интеллект) «Я-концепцию». Да и «зеленый змий», или «зелье», или «тоска зеленая» — это тоже скорее мужские признаки, чем женские.

Как показывают эксперименты, зеленый по самому существу своему — здоровый для человека цвет. Нормализует кровяное и внутриглазное давление. Увеличивает остроту зрения. Сужает величину слепого пятна сетчатки. Приводит к нормализации дыхания и пульса, увеличивает длительность выдыхания (по сравнению с теплыми цветами). Уменьшает величины мускульной реакции. Создает несильный, но прочный подъем умственной работоспособности. Благоприятствует концентрации внимания. После привыкания к зеленому число правильно решенных задач увеличивается на 10% при сокращении числа ошибок на 20%. Наблюдается небольшое замедление реакции “счет чисел”, поскольку возникает определенная недооценка времени.

Сине-зеленый цвет

Сочетание синего с зеленым имеет что-то пошло противное, поэтому наши добрые предки называли его дурацким цветом, — писал Гете, одновременно отмечая, что зеленоватый цвет морской волны скорее приятная краска. “Зеленый свет — успокаивающий, — пишет и д-р Гейл. — Темно-зеленый склонен терять свои свойства”.

Хотелось бы отметить постоянное смешение цветовой семантики и цветообозначений, которое наблюдается даже у специалистов. Так, например, авторы великолепно изданного коллективного труда пишут: «зеленый является самым амбивалентным цветом» и в качестве доказательства этого тезиса приводят такие противоречивые предикаты зелени как «жизнь — гниение», «великодушие — коварство» и т.п. Так, например, Л. Миронова в великолепном пилотажном исследовании отмечает негативный смысл зеленого цвета в христианской символике: это цвет глаз дьявола и его чешуи (когда он принимает образ «зеленого змея» или дракона). Сопоставим это мнение с немецкой точностью, которая используется при цветовом описании каких-либо личностных качеств, например: «злобные желчные черно-зеленые слова А. Шопенгауэра». Можно ли соотнести последнее семантически четкое описание с зеленым цветом вообще, как это осуществляется многими учеными? Нет. Нами уже неоднократно говорилось , что среди полихромных (в отличие от ахромных) цветов не может существовать амбивалентности в силу жесткой однозначности каждой точки цветового пространства и наличия образного концепта для каждой из этих точек. Иначе человечество не смогло бы адекватно существовать в этом светоцветовом мире. Иное дело — цветоообозначение, которое включает в себя весьма существенные сегменты этого пространства. Это связано с ограниченностью вербального языка и принципиальной невозможностью словесного обозначения каждой точки цветового пространства.

Записи по теме