Домой Цвет в нашей жизни Основные периоды и этапы в процессе взросления человека

Основные периоды и этапы в процессе взросления человека

В этой части сайта проведена попытка выявления определенных периодов и этапов в процессе взросления человека на основе хроматической модели интеллекта. Однако эту периодизацию ни в коей мере нельзя абсолютизировать и/или понимать буквально для какого-либо возраста или этапа взросления. Все это является лишь рабочей схемой, созданной лишь для возможности систематизации опытных данных и экспериментального заполнения имеющихся лакун. Еще в конце 60-х годов прошлого века Б. Ананьев оговаривал необходимость сочетать более дробный поперечный возрастной срез с более дифференцированным продольным срезом развития. Именно такое сочетание может дать возможность уловить «пики» (оптимумы) каждой из фаз, ее нижние и верхние границы, дискретные состояния переходов от одной фазы к другой. Для оценки такой возможности далее будут сопоставлены и максимумы кривых с цветом каждого из компонентов интеллекта, а также с цветом, характеризующим тип темперамента. Это связано и с тем, что существует слишком много достаточно противоречивых критериев соответствия даже между биологическим и психологическим возрастом, не говоря уже о паспортном и/или социальном и/или культурном соответствии определенному возрасту.

Так, например, возраст тела (фактически — паспортный) слишком очевиден, чтобы его можно было не замечать. В отличие от этого, возраст души не имеет объективных внешних критериев и опирается сугубо на субъективную самооценку. Среднегрупповые оценки паспортного (тело) и самооценки субъективного (душа) возрастов совпадают в возрасте 25 лет — webpolyglot.ru. В дальнейшем субъективный возраст “души” отстает от паспортного в среднем на 5 лет за каждое последующее десятилетие жизни. Тем не менее к настоящему времени в психологии известны многие теории и схемы развития. Так, согласно теории Зигмунда Фрейда, личность проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий. Например, первые стадии ребенок проходит задолго до наступления пубертата, извлекая наслаждение из различных эрогенных зон своего тела. Если на какой-либо из этих стадий ребенок испытывает преувеличенное чувство удовлетворения (или фрустрацию), то может произойти фиксация на потребностях этой стадии.

В теории Эрика Эриксона основной акцент сделан на психосоциальных конфликтах, хотя его периодизация формально и основана на периодизации Фрейда. Так, этот исследователь полагал, что развитие личности основано на результатах разрешения конфликтов между социальными и сексуальными детерминантами поведения. Теория Эриксона является эпигенетической, то есть в ней каждый последующий период взросления основывается на предыдущем.

Исследования показывают, что мальчики, в среднем, рождаются более крупными, чем девочки. Жизненно важная процедура питания грудного ребенка обеспечивается рефлексом «поиска груди». По-видимому эмпатия полностью принадлежит к сфере бессознания, ибо дети до 1-го года необычайно восприимчивы к эмоциональным сигналам родителей. Косвенно это подтверждают и данные, согласно которым при выполнении простых задач практически ни один из 12-месячных младенцев не помогал другим детям. К ведущему виду деятельности младенца относится непосредственно-эмоциональное общение.

Сущность теории Я-концепции заключается в стремлении людей выбрать такой образ поведения и/или стиль жизни, который отвечает сложившимся у них представлениям о себе. Утверждение себя в этом образе позволяет индивиду оптимально добиваться самоактуализации. Самой важной частью Я-концепции является поло-ролевая идентичность, которая может постоянно видоизменяться в процессе взросления.

Раннее детство

При анализе психического развития имеет место, с одной стороны, своеобразный дуализм, с другой, параллелизм двух основных линий — развития мотивационно-потребностной сферы и развития интеллектуальных (познавательных) процессов. Без преодоления этого дуализма и параллелизма нельзя понять психическое развитие ребенка как единый процесс. При разумном поощрении активности и наличии возможностей у ребенка формируется потребность в инициативных действиях как психосоциальный результат этой стадии взросления.

В конце первого учебного года утомляемость у мальчиков в 8-10 раз больше, чем у девочек. При этом мальчики успешнее работают в одиночку, а девочки — в смешанной группе. Уже здесь наблюдается своеобразная автономность и более высокий уровень притязаний мальчиков по сравнению с девочками.

Детство

Период в развитии ребенка 7-9 лет характеризуется приучением к оптимальной организации своего времени, к приложению максимума усилий для решения каких-либо задач, к появлению и даже фиксации приоритета работы над игрой.

В отличие от детских групп 6-9 лет (объединявших сверстников по общности игр или просто по соседству), после достижения 10-12 лет начинают формироваться референтные группы по интересам. Интерес может быть связан прежде всего с функциями право- и подсознания у девочек, но с учетом мальчишеских групп возможно участие и доминанты самосознания. Здесь уже со стороны сверстников оказывается давление по конформному соответствию группе; важным становится разделение по половому признаку — почти всегда организуются однополые группы.

Юность

Дети от 12 до 18 лет проходит стадию «отрочества и юности». При внутренней устойчивости и преемственности, а также при наличии четко определенных половых моделей для подражания и положительной обратной связи психосоциальным результатом этой стадии можно считать приобретение идентичности, то есть Я-концепции. Подростковый возраст — это тот хаотичный период, когда происходит процесс освобождения детей от полной опеки родителей и осуществляется поиск собственной индивидуальности. В этот период приятели начинают играть в се более важную роль, и даже становятся «значимыми другими» в процессе освобождения от родителей. Именно в этот период начинается «Я-концептуальная» интеграция того смысла, который общество приписывает сексуальным действиям.

К 18 годам средний юноша физически сильнее средней девушки примерно в 2 раза. Взрослый мужчина более мускулист, а на теле средней женщины образуется более толстая жировая прослойка. Развитие взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов — обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. Главной же проблемой этого возраста является постоянное достижение идентичности, которая обеспечивает чувство непрерывности опыта взрослой жизни. В связи с поисками идентичности людям приходится определять и переопределять себя, свою Я-концепцию, свои приоритеты и свое место в социо-культурном мире. У молодых людей возникает чувство близости как психосоциальный результат этой стадии взросления лишь при наличии душевной теплоты, понимания и доверия со стороны окружающих.

Записи по теме