Дети 3-5 лет

Допонятийная стадии дооперационального мышления характеризуется анимизмом и неспособностью детей 2-4-х лет разграничить ментальную, физическую и социальную реальность. К примеру малыш может считать, что все движущиеся объекты живые и могут подчиняться его воле. Пиаже трактует это как проявление эгоцентризма, то есть познавательной позиции в отношении мира, рассматриваемого лишь с собственных позиций со смешением нравственных и физических законов. Однако вспомним, что именно на этой стадии (3-3,5 года) дети без труда устанавливают связь между масштабной моделью комнаты и самой комнатой путем именно символической репрезентации. И здесь же (в 3,5 года) появляется игровая способность детей замещать реальные предметы совершенно на них непохожими, или даже играть в те же игры совсем без предметов, лишь воображая их.

Так как малыши в этом возрасте нередко выбирают холодные цвета совместно с
красным и зеленым, то можно предположить (для большинства детей) возможным
фиксацию получаемой информации уже и в Ид-, а не только в М- и С-планах. Об этом
говорят и факты слабой воспроизводимости детьми получаемой информации (доминанта С-плана) и потребность в постоянном (М-плановом) воспроизведении взрослыми известных ребенку сюжетов (сказок, игр, песен). На это же указывает лучшая концентрация внимания детей 3-5 лет в том случае, если они активно повторяют чьи-то действия. Возрастание сознания подтверждает и существенный рост саморегуляции поведения. Так, если в 1-2 года требование убрать игрушки встречается плачем, то к 3-м годам дети плачут в такой ситуации гораздо реже, но зато чаще оказывают сопротивление в виде упорного отказа. К 4-м же годам случаев такого сопротивления становится меньше. Ученые связывают это с развитием речевых навыков и способности более приемлемо и менее эмоционально заявить о своих потребностях. Иначе говоря, здесь явно возрастает значение М-и Ид-планов интеллекта.

При анализе психического развития имеет место, с одной стороны, своеобразный дуализм, с другой, параллелизм двух основных линий — развития мотивационно-потребностной сферы и развития интеллектуальных (познавательных) процессов. Без преодоления этого дуализма и параллелизма нельзя понять психическое развитие ребенка как единый процесс.

К 3-4 годам постепенно складывается комплекс половой дифференциации людей по
внешним признакам (одежде, длине волос, тембру голоса и т.п.). Если до этого
возраста в речи ребенка встречались родовые аграмматизмы, то после 3-4 лет даже
иронические попытки взрослых исказить половую принадлежность ребенка встречают с его стороны бурный эмоциональный протест и негодование.

При изучении функциональной асимметрии выяснилось, что  возраст 4 лет является периодом непосредственной и устойчивой симметричности восприятия. В этот период развивается также и любопытство, направленное на половые признаки, возникают вопросы о строении тела, деторождении, также игры «в дом», «в доктора», которые не менее чем у половины детей связаны с обнажением, демонстрацией и созерцанием половых органов.

От 2-3-х до 4-5 лет происходит усиление познавательно-игровой деятельности,
которая моделируется Ид-планом с предпочтительными синим, голубым и очень редко
фиолетовым цветами (контрастными к красному и желтому цветам Син-плана). Так, к
3-и годам дети начинают рисовать очертания лица, а к 4-м — «головоногих» людей.
К 4-5 годам они изображают фигуры людей с руками и ногами, затем появляются
явные намеки на туловище и одежду. В возрасте 3-4 лет в совместных играх
формируются первые детские компании. Вместе с тем к 4-м годам ребенок уже хорошо
владеет основными аспектами языка, что свидетельствует о меньшей степени
доминирования Ид-плана. На это же указывает и ускоренный рост левого полушария
головного мозга (отвечающего у правшей за лингвистические способности) в период
от 3-х до 6 лет, после чего происходит его замедление. Кроветворная функция
костного мозга к 3-4 годам повышается, хотя в этот период уже появляются первые
признаки превращения красного костного мозга в недеятельный желтый (жировой)
мозг.

К 4-5 годам глазное яблоко почти достигает размеров взрослого, что позволяет
ребенку, наконец, выделить предпочтительным, то есть заметить увиденный еще в 2
года синий цвет (фокус на сетчатке — webpolyglot.ru). Как функция растущего
подсознания иногда возникает предпочтение голубого и синего цветов, что
проявляется в фантазиях и возрастающем воображении ребенка. Обобщение
осуществляется как по форме, так и по цвету предметов. Этот период (фиксации С-
при росте Ид- и М-планов) можно, по-видимому, считать завершенным к 5-6 годам ,
что вообще говоря, позволяет связать его с начальным уровнем самоактуализации.

Особенно сильно влияют на умственное развитие детей 3-4 лет отношения между родителями. Так, дискомфорт в супружеских отношениях приводит к замедлению интеллектуального развития ребенка. Об этом косвенноговорит и тот факт, что в случае оставления отцами семьи до того, как их сыновьям исполнялось 5 лет, впоследствии оказывалось, что эти дети были более зависимыми от своих сверстников и менее уверенными в себе, чем мальчики из полных семей.

Согласно периодизации психосексуального развития по Фрейду, ребенок от 3 до 5
лет проходит «фаллическую» стадию , тогда как по схеме психосоциального развития
по Эриксону ребенок от 4 до 5 лет находится в «локомоторно-генитальной» стадии.
При разумном поощрении активности и наличии возможностей у ребенка формируется
потребность в инициативных действиях как психосоциальный результат этой стадии
взросления. В хроматизме этот период взросления связывается с возрастанием роли
подсознания и сознания.