Дети в возрасте 7-9 лет

У детей с 7 до 11-12 лет формируются конкретные операциональные принципы
мышления, благодаря которым объектами можно манипулировать или которые можно
даже интуитивно схватывать. Этому этапу отвечает стадия нравственного
релятивизма — дети понимают, что правила создаются людьми на основе взаимной
договоренности и что при необходимости их можно изменять, заключив между собой
новое соглашение. Следовательно, полагают дети, не существует ничего абсолютно
правильного или неправильного, и нравственность поступка определяется прежде
всего намерениями, а не его последствиями. Данные предикаты поведения
позволяют предполагать доминирование подсознания в интеллекте детей этого
возраста.
Второй период резкого роста тела и появление к 8-ми годам первых
постоянных зубов позволяет объяснить и выбор красного и желтого цветов растущим
С-планом, что нередко сопоставляют с так называемым малым кризисом «трудных
детей» . В 7 лет наблюдается усиление кроветворной функции красного костного
мозга.

По Фрейду, возраст 6-12 лет относится к латентной психосексуальной стадии, в
течение которой детская ревность и зависть, вызванные запутанностью в семейных
отношениях, отступают на задний план по сравнению выполнением обязанностей,
предписываемых дома и в школе. Следуя идеям Фрейда, Эриксон этот период считал
направлением большей части времени и энергии на приобретение новых знаний и
навыков в противовес чувству неполноценности. Согласно периодизации
психосоциального развития по Эриксону младенец от 6 до 11 лет проходит также
«латентную» стадию. При систематическом обучении и воспитании, а также при
наличии хороших примеров для подражания психосоциальным результатом этой стадии Эриксон считает приобретение ребенком трудолюбия. В самом деле, этот «тихий период» в развитии ребенка характеризуется приучением к оптимальной организации своего времени, к приложению максимума усилий для решения каких-либо задач, к появлению и даже фиксации приоритета работы над игрой. Иначе говоря, здесь явно прослеживается доминанта сознания (как компонента интеллекта — webpolyglot.ru). При изучении функциональной асимметрии восприятия выяснилось, что возраст 8-10 лет является периодом “застоя” сенсорной асимметричности, связанного с усилением явлений неустойчивой симметричности.

Эту стадию взросления Ловингер называет «самозащитной» и характеризует
боязнью наказания, попытками уклонения от ответственности, а также использованием благоприятных возможностей в личных целях. Возраст от 7 до 12 лет
относится к «имперской» стадии и связан прежде всего со стремлением к
независимости, к достижениям и приобретению мастерства. В период 6-10 лет
мальчики чаще выбирают цветные элементы из всей предложенной гаммы цветов, тогда как девочки проявляют большее постоянство в своих выборах, останавливаясь лишь на фиолетовом, красном и желтом цветах; иногда в их выборе может появиться
синий. При раскрашивании социальных объектов отмечается половое различие в
количестве использованных цветов: девочкам требуется все цвета, тогда как
мальчикам достаточно двух-трех. Именно мальчики пренебрегают цветом как средством выразительности и чаще используют один предпочтительный цвет — черный,
синий или коричневый. Эстетическое воспитание мальчиков, однако, подтверждает
лишь относительный характер этого утверждения, так как приводит к сравнимым
показателям с девочками. В то же время, согласно литературным данным, у девочек
восприятие красного цвета полностью устанавливается примерно к 8 годам, тогда
как у мальчиков к 8,5; восприятие зеленого и синего — к 8,5, тогда как у мальчиков к 9 годам. По возрастной динамике показателей метода Роршаха, в 9 лет у детей обоего пола наблюдается максимум цветоформовых ответов, что позволяет предполагать доминанты подсознания и сознания.

В период 7-10 лет окружение ребенка целенаправленно формирует ожидаемые качества мужественности или женственности. Так, в начальной школе бывший однородным коллектив детсадовской группы распадается на «враждующие» группировки девочек и мальчиков. Игровая межгрупповая агрессия со взаимными обвинениями («все мальчишки хулиганы и драчуны», — «все девчонки плаксы и ябеды») являются типичным проявлением дифференциации половых ролей, то есть групповым отказом от типичных функций противоположного пола.

При запоминании учебного материала с 7 до 9 лет дети обычно связывают слова
путем простых ассоциаций — в зависимости от близости расположения слов в
предъявленном списке. Однако уже после 9 лет они начинают группировать слова по
категориям согласно общим признакам, например, яблоки, груши, виноград — это
«фрукты». Между 8-10 годами более полно (чем в 6 лет) проявляется способность
контролировать свои процессы мышления и памяти, то есть элементы метапознания.
Несколько позже, к 10-11 годам появляется семантическая обработка запоминаемой
информации, свойственная взрослым , то есть связанная с доминантой сознания.

Развитие собственно различительной чувствительности к цвету заканчивается к
8-9 годам . Для детей 9-10 лет характерен следующий выбор предпочтительных
цветов: зеленый, желтый, оранжевый, красный, пурпурный, синий. Однако здесь
следует учесть, что в период с 7 до 11-12 лет пороги цветовой чувствительности
симбатно уменьшаются, при этом наибольший порог имеет синий, затем идут красный,
зеленый, пурпурный, и наименьший порог имеет желтый цвет. С позиций же
хроматизма выбор предпочтительных цветов в соответствии с рассмотренными
функциями позволяет говорить о том, что с 7 до 10 лет осуществляется процесс
фиксации достигнутых уровней всеми компонентами интеллекта.

У детей 8-10 лет существует потребность быть любимым не только за то, что они есть (как это было раньше), а за то, что они могут дать для достижения этой любви в творчестве подсознания (рисунки, стихи, песни, танцы).

С 8-10 лет у девочек появляются такие черты как застенчивость и желание нравиться, что учеными связывается со становлением эротического либидо. Вместе с тем частота визионизма (при нормальном психосексуальном развитии — webpolyglot.ru) у мальчиков 7-11 лет возрастает до 33%, тогда как у девочек этого же возраста падает до 6,2% . В возрасте до 9 лет большинство девочек относится к себе положительно, но к по мере взросления уровень самооценки у них постоянно падает. В то же время этот «тихий период» у девочек связан с началом полового созревания и будет длиться до 17-18 лет, что отмечается в показателях ЭЭГ. Судя по хроматической интерпретации данных ЭЭГ, где-то с 6 до 9-10 лет в интеллекте ребенка доминирует подсознание, функционально связанное именно с правым полушарием. Это вполне согласуется с данными о том, что в возрасте 7-8 лет вегетативные компоненты ориентировочной реакции (то есть внимания, говоря языком психологии) преобладают над корковыми; у детей же старше 7-8 лет корковые компоненты начинают преобладать над вегетативными.

В препубертатном периоде 7-9 лет начинается «скачок роста», появляются первые
признаки феминизации фигуры, округляются бедра за счет увеличения количества и
перераспределения жировой ткани, начинается формирование женского таза .
Поскольку функции гипоталамуса коррелируют в хроматизме с функциями подсознания, то этот период у девочек, по-видимому, может быть связан и с ростом доминанты подсознания.