Этап взросления 10-12 лет

С 11-12 лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект. По возрастной динамике показателей метода Роршаха примерно в 11 лет у девочек снова наблюдается наибольшее число формоцветовых ответов, тогда как для мальчиков
более характерен возраст около 9 лет. Девочки опережают мальчиков и по количеству страхов: у девочек максимум приходится на 10-11 лет, тогда как у мальчиков — на 11 лет. Все это позволяет предполагать несколько большее доминирование сознания над подсознанием. Об этом может свидетельствовать и выраженное стремление к общению с ровесниками. В этот же период отмечается тенденция к становлению и развитию чувства взрослости.

Приблизительно в 10-летнем возрасте начинается перестройка организма, обусловленная активизацией сложной биохимической системой организма, теснейшим образом связанной с центральной и периферической нервной системой. Большое значение приобретает гипоталамо-гипофизарная система. Под влиянием ее действия начинают «пробуждаться» половые железы. Развитие яичника начинается несколько раньше, чем рост мужской половой железы. В 10-летнем возрасте уже начинается выработка эстрогена (женского полового гормона — webpolyglot.ru), который вызывает появление вторичных половых признаков: увеличение молочных желез и рост волос в лобковой области по женскому типу. Вместе с тем, например, показатель времени задержки мышц в состоянии максимального сокращения моделируется М- и Ид-планами и имеет сильную вариантность у девочек с 9 до 11 лет и у мальчиков 12-ти лет. Эти данные, по-видимому, могут свидетельствовать о гендерном перераспределении доминант интеллекта в преимущественной зависимости от пола. Так, мальчики к 8-10 годам начинают превосходить девочек в оперировании пространственными представлениями и решении арифметических задач. Об этом говорят, в частности, средние затраты времени на классификацию цветных карточек, то есть время реакции, которое у мальчиков 10-11 лет практически сближается с временем реакции девочек. В тоже время примерно с 10 лет мальчики начинают уступать девочкам в точности движения рук. В исследованиях функциональной асимметрии восприятия отмечается, что примерно в 11 лет наблюдается собственно сенсорно-асимметрический период.

В 10 лет снова наблюдается усиление кроветворной функции красного костного
мозга . В этом же возрасте время реакции на звуковые и световые стимулы у девочек примерно в полтора раза больше, чем у мальчиков (470/280 м/сек). При этом у представителей обоих полов время реакции на свет равно таковой на звук. Выбор предпочтительных цветов в этот период также имеет сильную вариантность и зависимость от гендера.

В этот период происходит всплеск привязанности ребенка к родителю противоположного пола. Во второй половине препубертатного возраста отмечается
так называемая половая гомогенизация или вторая идентификация с представителями
своего пола. Межполовые контакты в этот период носят конкретно-имитативный
характер, часто утрированно пародируя мужской или женский стереотип в кругу
сверстников, чего никогда не наблюдается, если мальчик и девочка остаются
вдвоем. У девочек 10-12 лет желание нравиться перерастает в первую влюбленность,
что учеными связывается с продолжающимся становлением эротического либидо.
Влюбленность эта, как правило, бывает “безответной”, ибо ограничивается
“страданиями” и фантазированием, так как одноклассники еще не “доросли”, а для
старшеклассников такая девочка еще не является объектом ухаживания (“еще
ребенок”). Не следует смешивать возникновение эротического либидо и его реализацию. Реализация пробудившегося эротического либидо обычно значительно
запаздывает.
Кроме того, дети скрывают свои сексуальные интересы и проявления вследствие стыда, страха, чувства “греховности”. Фантазирование является функцией подсознания, которое в этот период, по-видимому и характеризует женственный интеллект. В то же время в тестах по разрешению моральных коллизий девочки 10-12 лет дают ответы, которые более проникнуты заботой и состраданием, чем ответы мальчиков их возраста. Это объясняется, главным образом, тем, что девочки созревают быстрее мальчиков; что и приводит к половым различиям в ответах девушек и юношей.

С позиций хроматизма забота и сострадание являются функциями женственного
право-(сверх-) и подсознания. Если эта доминанта активируется в самом деле, то
девочки этого возраста должны были бы считать предпочтительными пурпурный и
синий цвета. Мальчикам же более свойственна доминанта само- и подсознания
(зеленый и синий) Однако экспериментальные данные по выбору предпочтительных
цветов для этого возраста отсутствуют.

Возраст 10-13 лет относится к первой фазе пубертатного периода, когда начинается увеличение молочных желез, начинается оволосение лобка (11-12 лет). Завершает этот период наступление менархе (первой менструации, примерно в 13 лет, с началом оволосения подмышечных впадин), что совпадает с окончанием быстрого роста тела в длину. В этом возрасте около половины детей получают информацию о половом акте и не менее трети из них принимают участие в сексуальных играх с участием детей противоположного пола.

Специфика психического развития подростка может быть объяснена с позиций
пубертата и подразделена на три фазы. “Прелюдия” к психической пубертатности
наблюдается в 11-12 лет — подростки необузданны, драчливы, детские игры им
кажутся неинтересными, а игры более старших непонятны. Эта стадия пубертата
сменяется “негативной фазой”, продолжительность которой от 11 до 13 лет у
девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков — повышенная чувствительность и
раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и
душевное недомогание, неудовлетворенность собой, переносимая подростками на
окружающий мир. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного
созревания. “Позитивная фаза” начинается с восприимчивости подростка к
положительным сторонам действительности: переживание природы как прекрасного,
увлечения искусствами или наукой и т.п. Сюда же присоединяется и любовь, “дающая
выход самому тяжелому напряжению”. В отличие от детских групп 6-9 лет
(объединявших сверстников по общности игр или просто по соседству — webpolyglot.ru), после достижения 10-12 лет начинают формироваться референтные
группы по интересам. Интерес может быть связан прежде всего с функциями право- и
подсознания у девочек, но с учетом мальчишеских групп возможно участие и доминанты самосознания. Здесь уже со стороны сверстников оказывается давление по
конформному соответствию группе; важным становится разделение по половому
признаку — почти всегда организуются однополые группы.

Исследователи учебных процессов обнаружили, что группы 10-11 летних сверстников обычно образовывались из учащихся со сходной мотивацией к учению. На улице же в формальных группах с отличающимися мотивациями дети легче подчиняются давлению сверстников, когда оно носит положительный характер, а не тогда когда
оно влечет за собой антисоциальные действия. Отмечено, что если под давлением
сверстников требуется совершение антиобщественных поступков, то мальчики
подчиняются такому давлению чаще, чем девочки. Вообще говоря, все эти функциональные проявления свидетельствуют о том, что интеллект детей этого возраста может приобретать доминанту правосознания у девочек и самосознания у мальчиков.