Домой Цвет в нашей жизни Взрослость и зрелость, старость и увядание

Взрослость и зрелость, старость и увядание

Взрослость — за 20 лет

Приблизительно к 25 годам (ранняя взрослость) у человека изменяется пороговая цветовая чувствительность (по сравнению с возрастным периодом 12–15 лет). Наибольший порог остается за синим цветом, тогда как далее цвета располагаются в сторону уменьшения: красный, пурпурный, зеленый, и наконец, желтый цвет. Примерно с 20 до 30 лет время реакции на звуковые стимулы у женщин становится весьма близкими (200/220 м/сек в пределах стандартного отклонения) с временем реакции на свет у мужчин.

Семьи в этот период нередко обзаводятся ребенком, с появлением которого могут изменяться их взаимоотношения, отношения с собственными родителями и друзьями. Обычно мать ребенка вынуждена оставить свою работу на период грудного кормления, тогда как ее муж продолжает свой профессиональный рост и одновременно обеспечивает положительный эмоциональный тон семьи, по возможности помогая супруге. Для представителей обоих полов этот возраст оказывается наиболее продуктивным во всех без исключения отношениях.

Переход 30-летия

Переход 30-летия чреват стрессами как для мужчин, так и для женщин. Так, мужчины и женщины по-разному реагируют на процесс пересмотра жизненных целей, планов и ценностей. Представления мужчин о своем будущем положении и о том мире, который их будет окружать, обычно проще и не столь разнородны, как у женщин. Женщинам, именно вследствие разнородности их устремлений, значительно труднее достичь своих целей, чем мужчинам.

Возраст 40-50 лет

Любопытно, что несмотря на опытное многознание людей за сорок, субъективное самовосприятие 40-летних нередко расходится с объективным: если тело на глазах стареет, — о чем говорит хотя бы седина или морщины, — то душа и дух человеческий остаются все такими же вечно молодыми, ищущими приключений и удовольствий. Кризис середины жизни грозит в первую очередь тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его организме и в его жизни. Такие люди ни за что не хотят расстаться со своими иллюзиями; они проявляют чудеса изобретательности, продолжая себя обманывать, пока наконец реальность не заявляет о себе в полный голос.

Период жизни от 50 до 60 лет

Период жизни от 50 до 60 лет чаще всего связан с оставлением родительской семьи их повзрослевшими детьми и последующим упорядочиванием новых взаимоотношений между собой. В этом возрасте многие взрослые становятся бабушками и дедушками, что влечет за собой определенный пересмотр взаимоотношений с их детьми. К этому периоду жизни отношения между родителями и их взрослыми детьми становятся более равными, чем когда бы то ни было ранее. Эти отношения теряют иерархический характер и перерастают в отношения взаимодействия между взрослыми людьми на основе взаимного равенства.

Возраст от 60 до 70 лет

С выходом на пенсию у многих людей появляются новые возможности для пересмотра своих устремлений и потребностей. Иногда физические и умственные возможности этого возраста становятся более ограниченными. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти эта медлительность объясняется тем, что пожилые больше молодых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ.

Пожилые люди после 80-ти лет

При выяснении причин, по которым пожилые люди — несмотря на слабеющее здоровье — сохраняют позитивные взгляды на будущее, выяснилось, что решающую роль в адаптации к существующему состоянию играет социальное сравнение. Пользуясь механизмом социального сравнения, старики сравнивают свое положение с положением таких же пожилых людей и, в зависимости от результата, модифицируют свои цели. Обратим особое внимание на то, что цели всегда существуют у тех людей, кто переходит за 80. Как правило, этот предел переходят преимущественно женщины-бабушки, а также мужчины, связанные с властными структурами и/или творчеством.

Казалось бы, различные области антропологии веками накапливали опытные данные для того чтобы «количество перешло в качество», — как это случалось в физике, химии, биологии, разделившимися по релевантным уровням исследования материальных объектов. Однако в человекознании ученые столкнулись с невозможностью подобного разделения. Ибо душа не существовала без тела практически в той же мере, что идеальное без материального. И философы, конечно же, сразу взялись за гносеологическое разрешение этой проблемы. В античной философии первыми здесь были орфики, а затем и многие другие мыслители, нередко противопоставлявшие душу и тело на уровне абсолютизации идеального и материального. В истории философии (психологии) достаточно подробно изложены последующие этапы «развития» этой проблемы.

Приведем парадокс Платона: «Это утверждение ложно». Понятно, что это утверждение является ложно-истинным с позиций формальной логики, тогда как с позиций семантической логики, использующей метаязык, оно — истинно и/или ложно. Этот пример мы привели для того чтобы показать всю несостоятельность «психофизической проблемы». Человек не может представлять собой объект гносеологии, ибо окажется ложно-истинным (по парадоксу Платона — webpolyglot.ru) субъектом, по крайней мере, в аспектах той логики, на которой зиждется основной вопрос философии. Введение же метаязыка предполагает перенос анализа в онтологический ракурс. «Психофизическая проблема» существует прежде всего в умах тех психологов, которые до сих пор чуждаются методов психофизики и настаивают на исключительном использовании философских подходов, включая сюда и язык (гносеологическую терминологию, в частности).

Нет постов для отображения

Записи по теме