Синтетическое упражнение

Просмотр озвученной киноленты с участием и сенсорными образами во всех модальностях. Например, Вы идете по улице, прохожий протягивает Вам книгу — вы ее читаете и смотрите картинки, затем идете в картинную галерею и смотрите картины. Затем идете в консерваторию и слушаете Лунную сонату. После этого идете в кафе, вдыхаете аромат кофе и съедаете пару пирожных с горячим чаем. Выходя их кафе, вы ударяетесь ногой о порог и нога начинает болеть. Ключ — в синтетическом чередовании созерцания различных типов образов из различных модальностей, полном контроле их статики и динамики.

После приобретения некоторого опыта практики синтетического упражнения можно его усложнять, добавляя новые варианты сюжета.

Приведенные нами на предыдущих вебстраницах упражнения можно несколько видоизменить, проделывая их не с реальными, а с синтезированными образами. Для зрительной модальности, например, это могут быть мультипликационные образы. Можно также заняться выдумыванием собственных образов, которых мы не наблюдаем в реальности. Если синтетический образ получается путем уплощения исходного образа, снижения его сложности, то в этом случае будет активно задействоваться также левое полушарие — webpolyglot.ru. Примером такого уплощения может служить рисунок объекта простым карандашом. Он передает форму предмета, но не передает его цвет. Именно левое полушарие умеет упрощать сложные образы до более примитивных, концентрируясь на их наиболее важных в данный момент чертах.

Теперь мы опишем упражнения, более направленные на развитие левого полушария, чем правого. Это прежде всего различные манипуляции с символами — трансформированными, уплощенными образами, которые обладают небольшим числом характеристик, позволяющих ими оперировать. Примеры символов — буквы, цифры. Различные манипуляции с символами — создание символов, построение их иерархий, установление взаимосвязей между ними, комбинирование символов. Примером левополушарной активности является речь, чтение простых текстов, счет, другая освоенная, привычная, но не автоматическая деятельность. Примером сложной активности являются алгебраические манипуляции.

Упражнение 1

Скоростной устный счет. Выполняйте в уме арифметические манипуляции, постепенно добиваясь увеличения скорости вычислений. При этом нужно также подключать правое полушарие, вызывая образы цифр в воображении, соответствующие производимым манипуляциям. Техника устного счета описана в специальных книгах, например труде профессора Трахтенберга. Постепенно увеличивайте сложность расчетов.

Упражнение 2

Умственные алгебраические манипуляции. Подключение правого полушария тут тоже необходимо. Скорость и сложность должна увеличиваться с приобретением навыка.

Упражнение 3

Скоростное чтение. Обязательно прочтите книгу по скоростному чтению. Осваивайте описываемые упражнения. Читайте тексты с использованием описываемых методов, постепенно повышая скорость чтения и степень усвоения материала. При этом акцент должен делаться на усвоении смысла прочитанного.

Упражнение 4

Логическая выжимка. Прочитав текст, перескажите его по памяти своими словами, сфокусировавшись на самом важном его содержании. Сделайте это в нескольких вариантах, с различной степенью детализации. Пробуйте определить самую важную новость дня, недели, месяца. Сформулируйте основные идеи прочитанной книги. Бросив беглый взгляд на картину, опишите смысл, который хотел выразить художник.

Упражнение 5

Игра в комбинационные логические игры и решение логических задач на комбинирование в шахматах и других играх. Необходимо подключать правое полушарие, играя вслепую.

Упражнение 6

Упражнения на композицию. Попытайтесь перекомбинировать звуки в мелодии, изменить композицию картины, дизайн интерьера. Либо же написать свою мелодию, картину. Здесь надо делать упор не на образность и колорит, а на комбинирование образов и цветов. В решении такого рода задач также задействуется левое полушарие.

Упражнения, указанные выше, касались в основном деятельности задних долей обеих полушарий. Иными словами, они больше нацелены на способности низкого уровня мозговой иерархии. Вкратце расскажем об упражнениях, более узконаправленных на развитие лобных долей головного мозга. Эти доли развивает сложная активность, требующая высокой координации различных отделов мозга и их совместной деятельности, в частности некоторые из вышеописанных упражнений. Их развивает социальная активность или ее заменители — социальные игры вроде Lineage.

Упражнение 1

Распланируйте свой день до вечера, составив мысленный план своих действий. Затем составьте план на неделю, месяц.

Упражнение 2

Продумайте линию поведения по отношению к какому либо человеку. Как с ним разговаривать, как использовать для своих целей.

Упражнение 3

Составьте план какого либо мероприятия. В деталях представьте, как все будет в нескольких вариантах.

Что до специализированных упражнений, направленных на развитие коры и подкорки, то всякая сложная деятельность развивает и то, и другое. С другой стороны, решение нестандартных задач, шарад, головоломок, научных проблем более направлено на развитие коры, а автоматическая деятельность, такая как письмо, машинопись, игра на музыкальных инструментах, вождение автомобиля — на подкорку. В первом виде деятельности важна сложность и многовариантность, а скорость и точность — второстепенна. Во втором — упор делается на скорости и точности, при достаточной простоте, даже примитивности операций. Оба вида активности важны и имеют прямое практическое применение. Важно научить мозг работать в обоих режимах — webpolyglot.ru. Творческие задачи также могут решаться за счет неосознаваемых процессов, происходящих в том числе в коре мозга, но это не будут неосознаваемые процессы исключительно из подкорки. При этом неосознаваемые процессы, это как бы сжатые, отраженные процессы сознания. Чем эффективнее и развитее сознание, тем эффективнее будет и подсознание.