Интеграция работы различных разделов мозга и методы работы с памятью

В основе тренировки эффективной интеграции работы различных разделов мозга лежат следующие принципы:

1. Специализация — каждый отдел мозга должен заниматься тем, что у него получается лучше всего.
2. Компенсация — если имеется повреждение или слабость какого-либо отдела мозга, то его функции на себя могут взять соседи.
3. Координация — использование способностей отдельных отделов для достижения максимального эффекта.
4. Десинхронизация — в некоторых случаях должна быть прекращено влияние одних процессов на другие. Например, разглядывание идущей девушки может отвлечь водителя от управления автомобилем, хотя два этих процесса должны протекать независимо. Такого рода процессы не должны влиять друг на друга. Хорошим упражнением на десинхронизацию является написание различных текстов обеими руками, стрельба из двух рук и т.п.
5. Распараллеливание — многие автоматические процессы могут протекать в мозгу параллельно, делая многозадачность реальной и достижимой. Прекрасным примером проявления этой способности был артист Юрий Горный, делавший на сцене более 5 автоматических дел одновременно.
6. Автоматизация — информационно несложные процессы могут быть вынесены в подсознание. Прежде всего, это касается часто используемых навыков. После достижения стадии автоматизма, процесс не требует сознательного участия. Например, езда на велосипеде — научился, можешь ехать смотря на дорогу — и не думая о педалях.
7. Экономичность — процесс должен отнимать минимально необходимое количество сил, времени, и прочих ресурсов мозга.

Многие методы работы с памятью основаны на взаимодействии нескольких разделов мозга. В частности, одним из способов применения развитой способности к сенсорному и вербальному воображению является усиление памяти.

Существует система запоминания, основанная на синтезе ярких и запоминающихся образов, которые несут в себе полезную информацию — буквы, цифры, слова, знаки. Это одна из наиболее распространенных систем эйдетического запоминания. Например, для запоминания единицы можно представить столб, для числа 2 — женскую грудь, для слова стол — его образ. И так далее. Эта система весьма эффективна — webpolyglot.ru. Она требует сравнительно немного времени для освоения, при этом позволяет существенно повысить эффективность памяти. В этом методе используются сравнительно несложные образы невысокой детализации. Освоить навыки работы с такими образами не вызывает проблем у большинства. Существуют целые школы, где обучают этой методике.

С другой стороны, скорость запоминания и воспроизведения информации при этом методе уступает таковой у тех, кто научился визуально запоминать целые страницы текста. Последний метод эффективнее, но сложнее и требует большего времени на освоение. Его еще называют фотографической памятью. Среди ученых не существует единого мнения по поводу того, существует ли подлинная фотографическая память на самом деле. В пользу ее существования говорит то, что серьёзными учеными — как у нас в стране, так и за рубежом были описаны отдельные индивидуумы, у которых она проявлялась. В частности это Соломон Шерешевский и студентка Гарварда под псевдонимом Элизабет. С другой стороны, на чемпионатах мира по запоминанию не было не одного участника, который бы продемонстрировал подлинную фотографическую память. Все они использовали мнемотехнику и вышеописанный метод примитивных образов. Поэтому вопрос о существовании фотографической памяти в настоящий момент остается открытым, и возможно именно вы первым убедительно продемонстрируете миру ее наличие.

Мы полагаем, что фотографическая память все же существует. Но она работает не как ксерокс, то есть имеет лишь ограниченную детализацию. Человек способен запомнить только то, что он способен вообразить. Иными словами, человек запоминает не то, что он видит, но то, что он воображает. То есть, запоминает воображаемую модель реального объекта. Как и всякая модель, эта модель опускает некоторые свойства реального объекта. Так вот, те свойства объекта, которые не попали в воображаемую модель, в памяти не сохраняются и исчезают их психики безвозвратно. Соответственно, чем более детальный и четкий сенсорный образ объекта вы создали в воображении, тем более детально и четко он запомнится. То есть фотографическая память запоминает объекты с некоторой степенью детализации, определяемой степенью разрешения образов нашего воображения, и для каждого из нас она будет своя. Вышеописанные люди с фотографической памятью умели создавать очень детальные воображаемые образы (это документировано — webpolyglot.ru), степень детализации которых практически не уступала детализации зрительного восприятия. Поэтому исследователи и нашли их память фотографической, хотя, безусловно, фотография дает большую детализацию. Помимо этого, также должен быть развит специфический навык переноса информации из поля зрения в воображение, то есть формирования модели объекта в воображении на основании информации от органов чувств. Этот навык связан, прежде всего, со вниманием.

Кроме того, есть несколько факторов, способствующих относительной редкости проявления фотографической памяти. Для того, чтобы эта способность проявилась, необходимо сильное развитие сенсорного воображения, в разрезе детализации, четкости, и устойчивости. Кроме этого, должно быть развито произвольное и непроизвольное внимание. Собственно процессы запоминания воспоминания образов должны быть также эффективными. Ведение здорового образа жизни способствует усилению этих процессов.