Развитие памяти

Здесь мы вкратце опишем методику развитие памяти. В этой методике нужно тренировать сразу несколько параметров:

• Скорость восприятия объекта — то есть, скорость формирования сенсорного образа объекта в воображении с заданной степенью детализации.
• Степень детализации запоминаемого сенсорного образа.
• Скорость процесса запоминания.
• Точность воспоминаний.
• Длительность сохранения информации.
• Емкость памяти.
• Скорость процесса вспоминания.

Для зрительной памяти это будет означать:

• Нужно тренировать способность быстро бросив взгляд на предмет создать детальный его образ в воображении.
• Устойчиво запоминать воображаемые образы.
• Сличая оригинал и образ, извлеченный из памяти, приучать память к точности.
• Постоянно нагружать память для тренировки ее работы. Повышать сложность запоминаемых образов. Повышать их количество.
• Тренироваться в быстром извлечении из памяти нужного образа.

Этот же метод работает и в других модальностях, с соответствующими их специфике особенностями.

Существует три основных метода работы с памятью — мнемотехника, эйдетика, и сложнообразная память (для зрительной модальности — фотографическая). Методы мнемотехники направлены в основном на работу с левым полушарием, методы эйдетики на совместную работу обеих полушарий, а сложнообразная память преимущественно на работу с правым полушарием.

Вышеописанный метод несложных ярких образов имеет некоторые ограничения на емкость запоминаемой информации, поскольку запоминаемые образы являются избыточными — малый процент полезной информации разбавлен значительным количеством вспомогательной. За счет этого образы запоминаются прочно и надолго. С другой стороны, для запоминания более информационно емкого сложного образа, необходимо более глубоко тренировать ум, добиваясь высокой надежности всех его запоминающих элементов. Требования к эффективности отдельных функциональных элементов памяти возрастают в плане скорости работы, надежности, емкости. Именно поэтому для освоения визуализации сложных образов требуется хорошее состояние обменных процессов в мозге. Здоровая мозговая ткань легче адаптируется под задачи более высокой сложности.

В качестве упражнения можно запоминать зрительные образы нескольких страниц текста, сложные картины, фотографии, виды природы, лица.

С другой стороны, даже упражнения, в основном направленные на работу с правым полушарием, выигрывают от подключения левого полушария, а также подкорковых структур. Поэтому при запоминании сложного образа или их последовательности нужно также запоминать соответствующий образу смысловой элемент, связанные с ним эмоции, составить ментальную карту для него и т.п. Тут также важна избыточность информации, которая повышает надежность воспоминаний. Хотя тут избыточность, а соответственно и точность воспоминания меньше, чем в эйдетических методах, использующих примитивные образы. Увы, фотографическая память не очень точная. Зато емкая.

Резюмируя, о запоминании нужно сказать следующее: оптимально выстроенный процесс будет задействовать оба полушария мозга, а также подкорковые структуры. Каждое полушарие должно быть использовано для решении соответствующих его специализации задач. Смысл и взаимоотношения лучше фиксирует левое полушарие, сенсорные образы — правое. Эмоциональную окраску, усиливающую память — подсознательные структуры. Поэтому, если мы хотим быстро запомнить смысловой элемент чего либо, нужно использовать ориентированные на левое полушарие методы мнемотехники, если у нас стоит задача запомнить много сырой образной информации и мы готовы пожертвовать надежностью запоминания в угоду объему — методы запоминания сложных образов, использующие правое полушарие — webpolyglot.ru. Если же для нас важна надежность и устойчивость, нужно использовать методы эйдетики, использующих сюжеты их простых образов. Этот метод использует взаимодействие обеих полушарий, а запоминание происходит с высокой долей избыточности. Все эти методы нужны и важны, но у каждого свое место и свои задачи.

Даже если мы используем метод запоминания, преимущественно направленный на одно из полушарий, необходимо стараться максимально задействовать и второе. Если мы хотим, например, запомнить несколько рисунков, необходимо, например, придумать сюжет, связывающий эти рисунки и придающий им какой либо смысл. Если хотим запомнить цифры или буквы, то нужно создать систему образов, соответствующих этим символам и связать их в единый связный сюжет. Это позволит существенно улучшить надежность запоминания. Сюжету желательно придать эмоциональную окраску. Чем больше дополнительных зацепок для памяти мы придумаем, тем надежнее будет запоминание. Кроме того, стоит использовать и различные функциональные подсистемы полушарий для большей надежности. Например, использовать различные символьные системы левого полушария, или же различные сенсорные модальности правого полушария. Полезным представляется развитие синестезии — когда образы одной модальности сопровождаются образами другой модальности. Например, картинка собаки — звуком лая. Вид яблока — его запахом и вкусом. Такие полимодальные образы запоминаются легче и надежнее.

Напоследок, охарактеризуем желательное состояние ума после практики вышеописанных упражнений и здорового образа жизни. Желательно, чтобы все обменные процессы, поддерживающие функционирование умственной деятельности были в хорошем состоянии. Клетки мозга, их ансамбли, и целые отделы мозга должны работать эффективно и слаженно. Сознание должно оставаться чистым и ясным в течение всего дня, при этом не должно возникать чувства умственной усталости при нормальной загрузке мозга. Внимание должно быть полностью контролируемым. Мозг должен уметь эффективно оперировать с воображаемыми сенсорными образами различной сложности. Быстро создавать их в сознании и не менее быстро удалять их из него. Такой же быстрой и эффективной должна быть работа с символьными системами. Процессы чтения и письма на алфавитных видах письменности должны быть эффективны. Устный счет должен быть очень быстрым. Память на образы и соответствующий им смысловой элемент должна быть емкой и надежной. Мозг должен быть способен как на сложную многовариантную активность, так и на быструю автоматическую активность — webpolyglot.ru. Должен быть развит навык сложной координации своих действий, включающий планирование, прогнозирование и адаптацию своих планов к изменяющейся среде. Мозг должен уметь работать в многозадачном режиме и быстро адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Подсознание должно эффективно решать попадающие в него задачи без участия сознания.

Одна из основных идей этого раздела сайта заключается в избавлении от приобретенного автоматизма работы мозга. Необходимо развивать альтернативные методы мышления, использовать дремлющие возможности мозга и тела. А затем использовать приобретенные способности для решения возникающих перед нами задач. У каждой способности мозга есть свое место для применения. Каждая хороша в своем деле. Каждая повышает нашу личную силу в каком-либо аспекте. Как верно подметил Хайнлайн: «Специализированы лишь насекомые». А человек — многогранен, по крайней мере — в идеале.

По сути дела, мышление представляет собой процесс создания моделей окружающей действительности, а затем использования этих моделей для эффективного с ней взаимодействия. Чем более гибок и многогранен ум, тем более точные и совершенные модели он способен создавать и тем большее число аспектов реальности он способен учитывать. Поэтому именно гармоничное развитие и использование различных отделов ума человека является оптимальной стратегией, в наибольшей степени повышающей эффективность человека и максимизирующей его личную силу.