Различные формы психотехник, развивающих ум

Различные формы психотехник, развивающих ум или позволяющих проявить его скрытые способности, были известны с глубокой древности. Вот одна из возможных их систематизаций:

1. Психотехники, связанные с религией
— Шаманизм
— Жреческая традиция
— Индийская йога
— Буддийская йога
— Психотехника авраамических религий

2. Техники социального происхождения
— Формальное образование
— Логические игры
— Компьютерные симуляторы

3. Гипноз, самогипноз

4. Внушение и самовнушение

5. Современные психотехники 
— Эйдетика
— Аутогенная тренировка
— Метод Силва
— Астральные путешествия
— Осознанное сновидение
— Психотропное дыхание
— Применение психоактивных веществ

Первоначально, методы воздействия на свой и чужой ум были созданы или же систематизированы в рамках религиозных традиций. Уже у диких племен имеется специальное лицо, шаман, в функции которого входит аккумуляция знания о внутреннем мире человека и воздействии на него. С появлением государств, эта функция перешла к касте жрецов, и наверно, до начала новейшей истории управление умом было прерогативой в основном жреческого сословия (в той или иной его форме). И лишь с началом Просвещения в эти области начали массово заглядывать независимые от религии ученые, что и вызвало резкое усиление накопления знаний по данному вопросу.

У шаманов примитивных племен имеются специальные способы воздействия на ум от психоактивных растений до различных способов массового погружения в транс. Шаманские пляски и песнопения, употребление специальных веществ должно было повысить вероятность вхождения в транс у шаманов и их паствы. Известны случаи, когда шаман убивал человека силой внушения.

Дальнейшее развитие психотехники получили с возникновением первых государств. В это же время получает развитие письменность и возникают первые образовательные учреждения, где получают подготовку члены образованного сословия. Причем имеется как начальное образование, при котором обучают чтению, письму, счету; так и высшее — инженерному и врачебному делу, религиозной практике и философии. На досуге люди начинают играть в комбинационные логические игры вроде шашек — webpolyglot.ru. Это дало резкий толчок накоплению знаний об управлении психикой, поскольку стала возможной их эффективная передача следующим поколениям, а также появились образованные люди, способные их воспринять.

Кроме того, следует учитывать, что образование само по себе — психотехника, а не только передача знания. Это еще и обучение умению мыслить, полноценно использовать свой мозг. Первые системы письменности были иероглифическими, больше нагружающими правое полушарие. Затем финикийцы стали применять алфавитное письмо, которое было воспринято эллинами и через них оказало влияние на все последующие системы письменности европейских народов. Алфавитное письмо больше способствует развитию левого полушария. Развитие образования и распространение алфавитной письменности также привело к развитию мнемотехники.

Развивались знания об измененных состояниях сознания. Древнеегипетские папирусы прямо указывают на методы погружения в гипноз, которые не утратили свою актуальность и поныне. Египтянам было известно заболевание истерией. Имеются упоминания относительно введения в гипноз и в древнеиндийском произведении Махабхарата (10 в. — 8 в. до н.э.). Институт оракулов у древних греков был связан с вызовом измененного состояния сознания у самих оракулов и вызове вещих снов у посетителей святилищ. И те и другие получали доступ к информации бессознательных слоев психики.

С развитием государств, в быт людей стали входить различные религиозные системы, которые также брали на вооружение методы воздействия на психику, например требования к режиму питания, молитвы, чтение священных текстов. Те или иные формы медитации. Правоверный иудей, мусульманин, или христианин должны следовать многим предписаниям, оказывающих существенное влияние на его ум. У христиан имеется специальная прослойка духовных людей — монашество, посвящающая свою жизнь развитию ума и духовности. Священнослужители имеются у иудеев и мусульман. В рамках мусульманской традиции имеется орден суфиев, которые создали свою систему психотехники.

Наибольшего развития психотехника достигла в системе индийской и буддийской йоги. Для этих двух систем характерен взгляд на мир как на иллюзорную реальность. Что очень перекликается с современными взглядами на формирование модели реальности в мозге человека — webpolyglot.ru. В рамках этих видов йог были разработаны методы вмешательства во многие психические процессы как осознаваемые, так и бессознательные. Широкое распространение получили техники визуализации и концентрации. По глубине проработки и эффективности методы йоги не знают себе равных до сих пор, хотя многие из них были утрачены с ходом веков.

Новый виток развитие психотехники получило с началом Просвещения. Одной из важных вех стало широкое применение Месмером техник гипнотизации. Данные касательно силы внушения постепенно накапливались в ходе истории человечества, однако научно к гипнозу впервые подошел английский хирург Джемс Брэйд в 19 веке. Он создал первую научную теорию гипноза и придумал сам термин «гипноз» для обозначения этого явления.

К сожалению, несмотря на накопление огромного количества фактов и появление многих блестящих теорий гипноз и по сей день остается загадкой для ученых. Гипнозу поддаются не только люди, но и многие виды животных, что указывает на глубинные общебиологические корни этого феномена. Мы полагаем, что в основе гипнотических явлений лежит десинхронизация процессов, происходящих в различных отделах головного мозга. Этот процесс напоминает процесс фибрилляции в сердечной мышце.