Интересные явления психики и подходы к развитию ума

Наблюдения над процессами, происходящими у гипнотиков, вскрыло целый ряд интереснейших явлений психики, до конца не объясненных до сих пор. Также возрос интерес к внушению в нормальном состоянии сознания, поскольку появились сведения о его эффективности в некоторых случаях. Явление гипноза, безусловно, оказало существенное влияние на всю современную науку о психике и мозге.

Именно факты, накопленные наукой о гипнозе и восточных психотехниках, привели к возникновению ряда современных психотехнических практик уже в веке 20-м и нынешнем, 21-м.

Одной из таких практик является эйдетика. В западной науке явление эйдетизма было открыто в 1907 году Урбанчичем. В 1920-х его серьёзно исследовал немецкий исследователь Э. Йенш. Впоследствии, на основе этих фундаментальных открытий, были созданы практические системы, обучающие человека воображать сенсорные образы — от простых до сложных, и использовать их для запоминания различной информации. Было немало других исследований на эту тему — webpolyglot.ru. Выдающиеся способности многих гениальных людей были обусловлены имевшимися у них способностями к эйдетике. Таковы в частности Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Соломон Шерешевский и др.

На основе знаний об эйдетизме, а также методах гипнотизма и йоги, Иоганном Шульцем была создана методика аутогенной тренировки, которая направлена на обучение человека эйдетизму и самовнушению для последующего использования этой способности для целей психотерапии. Впоследствии было создано немало различных разновидностей аутогенной тренировки, в основном ее низших ступеней, направленных на улучшение здоровья. Тем не менее, изначально эта система была направлена именно на работу с воображением.

В середине двадцатого века получили распространение такие психотехники, как метод Силва, астральные путешествия, осознанное сновидение. Все эти методы основаны на обучении мышечному расслаблению, развитии сенсорного воображения и самовнушении. По сути это поставленные на поток для массового использования наработки западной науки и древних психотехник йоги. Важным достижением были разработанные в это время методы динамического чтения, существенно повышавшие скорость обработки мозгом печатной информации.

Также широкое распространение в послевоенный период получили использование психоактивных веществ (вроде ЛСД) для изменения состояния сознания. В некоторых случаях эти методы могут быть полезны, но подходить к их использованию следует с осторожностью, ввиду опасности для здоровья. Более рациональным видится использование психически активных дыхательных упражнений.

Логические игры с древности известны человечеству. Еще во времена Древнего Египта люди играли в предшественницу нынешних шашек. В 1 тысячелетии нашей эры были изобретены шахматы. Игра в такого рода комбинационные игры развивала комбинационные свойства ума человека. Логические игры считались прерогативой образованного класса. В них мерялись умами короли и министры. Значение этого метода развития ума тяжело переоценить.

Одним из последних методов развития ума является использование разнообразных симуляторов на основе компьютерной техники. При помощи этой техники можно смоделировать процесс управления автомобилем, самолетом, государством и т.п. С компьютером можно играть в шахматы и го — webpolyglot.ru. Соответственно применение таких программ существенно удешевляет процесс приобретения необходимого опыта, а также процесс создания необходимой среды для развития ума.

В самое последнее время исследователи начинают приходить к осознанию необходимости комплексного подхода к развитию мозга человека, с учетом генетических, физиологических, культурно-социальных факторов, а не только используя узкоспецифические методы. Можно полагать, что эта парадигма улучшит умственное развитие нашего общества и повысит процент людей, проявляющих экстраординарные умственные способности.